12 лет работаем для Вас
ТОП 100 лучших юр. компаний
№1 в сфере защиты бизнеса

Что не так с Постановлением №255?

Нелепая или незаконная?

 изменениями от 02.04.20)

Кабинетом министров Украины постепенно вводятся все более жесткие ограничения для преодоления эпидемии COVID-19. Доходит до того, что в интернете все чаще распространяются сообщения, что могут даже запретить использование личного автотранспорта на территории города Киева.

Но пока, самый масштабный нормативный документ, который ограничивает наши права и свободы, это Постановление КМУ №255 (далее — Постановление), которое принято, как отмечает сам Кабмин, с целью предотвращения распространения на территории Украины острой респираторной болезни COVID-19.

Хотя очень интересно, как распространению может помочь ношение с собой документов, удостоверяющих личность (п.п.16 п.2 Постановления).

Разберем некоторые пункты и ограничения Постановления более подробно.

Пункт 1 — пребывание в общественных местах без средств индивидуальной защиты.

Прежде всего у нас четко законодательно не определено, что является общественным местом. Единственное определение содержится в Законе Украины «О мерах по предупреждению и уменьшению употребления табачных изделий и их вредного влияния на здоровье населения».
Соответственно общественное местоэто часть (части) любого здания, сооружения, которая доступна или открыта для населения свободно, или по приглашению, или за плату, постоянно, периодически или время от времени, в том числе — подъезды, а также подземные переходы, стадионы.

Однако, традиционно полиция будет определять общественное место, как любое где массово находятся люди и законность требований им будет ни к чему.

Вместе с тем, 04.04.20 исполнительный орган КГГА, в частности, руководитель работ по ликвидации последствий ЧС выдает некое Распоряжение №12, где определяет, что общественные места это и улицы, парки и проспекты и вообще почти каждое место, разве что кроме собственной квартиры. То есть в вопросах законности дошло до того, что отдельный руководитель отдельного подразделения КГГА ограничивает конституционные права граждан.

Дальше больше.

В этом пункте Постановления КМУ указано о средствах индивидуальной защиты без которых никак нельзя (далее — СИЗ).

Однако, что это за средства и какие они бывают мне удалось отыскать только в одном документе — Общие требования и классификация ГСТУ 7239:2011 Госпотребстандарта Украины от 2011. При том, что в каждой сфере жизнедеятельности и труда есть свои требования и определения (например, для медиков или работников промышленности), более или менее общие правила содержатся в вышеуказанном документе.

Прежде всего, СИЗэто снаряжение, предназначенное для ношения пользователем и/или обеспечения его защиты от одной или нескольких видов опасности для жизни или здоровья. По классификации они делятся на СИЗ органов слуха, защиты глаз и лица, дыхания, защиты рук. Это могут быть каски, шлемы, противошумные наушники, защитные очки, защитные перчатки, маски и щитки для дуговой сварки, средства защиты ног и бедер такие как туфли, тапочки, калоши, унты. Даже средств для защиты органов дыхания там несколько классификаций как противопылевые, противогазовые, комбинированные.

Итак, какой СИЗ одевать нам, на выбор или как?

Постановление КМУ вроде бы и отвечает на такой вопрос — упоминаются респираторы и защитные маски. Но если в указанном ДСТУ поискать респиратор, то упоминания о нем не найдете, а в отношении защитной маски, то она упоминается только как маска сварщика. Поэтому по указанному пункта Постановления вопросов больше чем ответов.

Вызывает, мягко говоря, удивление, и п.2 — запрет перемещения группой лиц более чем два человека.
Во-первых, непонятно, какое перемещение имеется в виду — в авто или пешеходами. Во-вторых, ст.33 Конституции Украины (напоминаем, что нормы Конституции — есть нормами прямого действия), гарантирует каждому, кто находится на территории Украины, свободу передвижения. Ограничения могут устанавливаться только законом. Согласно по этому вопросу, учитывая что Постановление не закон — такие ограничения незаконные.

Теперь п.3 Постановления о запрете пребывания лиц до 14 лет в общественных местах без сопровождения родителей.

Хочется думать, что указанное Постановление принималось с намерением ограничить количество лиц, которые контактировали между собой с целью снизить возможности и случаи возможного заражения. Однако этот пункт такому намерению и здравому смыслу противоречит. Если в п.2 больше чем двум лицам запрещено собираться в общественном месте, то когда в вашей компании появляется лицо до 14 лет, количество родственников которые могут сопровождать такое лицо увеличивается до … неустановленного количества, потому что ограничений по этому поводу нет. Видимо, по замыслу КМУ COVID-19 среди родственников не распространяется.

В дополнение, если вас остановит полиция, то для подтверждения, что вы все находитесь в родстве необходимо предъявить соответствующие документы, то есть как минимум родителям, наверное, надо иметь при себе свидетельство о рождении ребенка. А если фамилии разные? Какие при этом надо иметь документы, чтобы доказать родственные связи, даже думать страшно.

Одинаковую неурегулированность, беспочвенность но не обоснованность принятия вызывают пункты 5 и 6 Постановления. Посещение парков, скверов, зон отдыха и т.д. запрещено, кроме как для выгула домашних животных. То есть в общественном месте, таком как улица или бульвар находиться вдвоем можно, а в парке уже нет, хотя парк и сквер те же общественные места. А спортивные площадки посещать вообще нельзя, хотя в чем их опасность и особый правовой режим для такого строгого запрета не понятно. Я уже не говорю о том, что может дойти до маразма по определению домашнего животного, так как на сегодня это явно не только собаки.

Также необходимо обратить внимание на вопрос о парках и зонах отдыха (в том числе и детских и спортивных площадках). Перечень парков и скверов должен быть утвержден органами местной власти, как, в том числе, и их границы. То есть, если в отношении вас будут составлять протокол за нарушение этого запрета следует записать замечание, что полицией не выяснено в пределах ли вы парка, или нет, а если полиция это не фиксировала на фото или видео, отметить и о фактическом отсутствии фиксации факта нарушения. Мало того, что такое зона отдыха вообще определение нет.

Возникают вопросы и к пункту 7 постановления о массовых культурных мероприятиях (развлекательных, социальных, культурных и т.д.). Если помните, то сначала полного запрета не было, ограничения касались только числа участников. Хотя при этом не было ни одного механизма, как идентифицировать участника, например, митинга или как установить общее количество лиц (в соответствии с оф. списком или путем поголовного пересчета).

Сейчас Кабмин принял полный запрет проведения таких мероприятий. И хотя здесь более или менее идея может быть понята, поскольку такие меры предусматривают тесный контакт присутствующих, все же этот пункт является незаконным и противоречащим ст.39 Конституции. Запрет на такие сборы возможен и в целях охраны здоровья населения, но такой запрет может быть получен только по решению суда и отнюдь не решением КМУ.

Еще один пункт на котором стоит остановиться и который уже упоминался в начале — это требование иметь при себе документы, удостоверяющие личность, гражданство или специальный статус (п.16 Постановления).

И если вопрос о ценности документов для профилактики инфекции остается открытым, то вопрос о том какие же документы надо иметь и, более того, имеет ли полиция право требовать их предъявления, пока стоит очень остро. Все потому, что уже 06.04.20 сетью интернет стали распространяться видео незаконности действий полиции, на ровном месте без должных на то оснований, требовали у обычных граждан, которые находились в общественных местах в масках и не более двух человек, предъявить документы , удостоверяющие личность и гражданство.

Сначала надо разобраться, какие документы иметь при себе. В Постановлении указано, что это документы удостоверяющие гражданство, личность или специальный статус. Учитывая, что документы перечисленные через запятую и без использования союза «и», следует, что это могут быть документы разные.

И если, например, определено, что паспорт — это документ, удостоверяющий личность и гражданство, а водительские права — удостоверяющие личность, гражданство и соответствующий правовой статус водителя (ст. 21 ЗУ О Едином государственном демографическом реестре и документах, подтверждающих гражданство Украины, удостоверяющих личность или ее специальный статус) и такие документы определены законодательно, то может, например, удостоверение работника министерства или правоохранительного органа или читательский билет удостоверить личность человека. Законодательно таких документов по удостоверению именно личности, не определено. Нельзя же каждый раз брать с собой паспорт когда идешь в магазин. Но и собирать протоколы на свое имя по 17000 штрафа также не выгодно.

Возникает вопрос законно ли такое требование? Вряд ли.

Режим проверки документов можно установить только в случае объявления режима чрезвычайного положения. Это предусмотрено п.2 ч.1 ст.18 ЗУ «О правовом режиме чрезвычайного положения». Кроме того, установление карантина и проведение других обязательных санитарных и противоэпидемических мероприятий возможно только при условии введения чрезвычайного положения (п.4 ч.1 ст.17 ЗУ «О правовом режиме чрезвычайного положения»).

Однако, самое интересное в проверке документов заключается в том, что полиция фактически не имеет права этого делать.

Перечень случаев, когда полиция имеет право проверить у вас документы определены ст.32 ЗУ «О Национальной полиции» (делаю акцент именно на полиции, поскольку сейчас документы требуют только они. Все остальные органы, имеющие право это делать заняты своими непосредственными обязанностями).

          Указанный перечень является исчерпывающим:

1) если лицо обладает внешними признаками, похожими на внешние признаки лица, находящегося в розыске, или безвестно исчезнувшего лица;

2) если существует достаточно оснований полагать, что лицо совершило или намеревается совершить правонарушение;

3) если лицо находится на территории или объекте со специальным режимом или в месте осуществления специального полицейского контроля;

4) если у лица есть оружие, боеприпасы, наркотические средства и другие вещи, оборот которых ограничен или запрещен, или для хранения, использования или перевозки которых требуется разрешение, если установить такие права другим образом невозможно;

5) если лицо находится в месте совершения правонарушения или дорожно-транспортного происшествия, другой чрезвычайной ситуации;

6) если внешние признаки лица или транспортного средства или действия лица дают достаточные основания полагать, что лицо причастно к совершению правонарушения, транспортное средство может быть орудием или объектом совершения правонарушения.

То есть, исходя из этого перечня оснований, работник полиции не имеет полномочий остановить Вас и требовать предъявления документов, потому что так написано в Постановлении КМУ, что Вы должны быть с документами и ссылаться на требования Постановления является противозаконным.

Иной случай, если Вы, например, остановлены сотрудником полиции и при этом не одеты в маску. В таком случае, если полицейскому хватит ума, он может сослаться на совершение правонарушения, а именно ст.44-3 КоАП в части нарушения карантина людей.

Однако, при этом, если надеть даже платок на лицо, то можно вполне указать, что вы были в самодельной маске, поскольку п.1 Постановления допускает ношение таких СИЗ, как защитной маски, изготовленной самостоятельно. При том, что никаких требований и стандартов к таким масок нигде не имеет.

Если же полицейским будет указано любые иное нарушение Постановления, это соответственно возвращает нас ко всем ее недостаткам, которые были указаны выше и которые могут быть использованы при предоставлении объяснений представителям полиции.

В общем, от Постановления КМУ №255 и изменений, которые она вносит, возникает желание писать заявления о преступлении на весь Кабмин о превышении властных полномочий в связи с незаконным ограничением конституционных прав и свобод.

Есть в нём ограничения которые, хоть и с силой, но хоть как-то можно понять, есть и такие что являются, как некоторые считают спорными, как обязательная самоизоляция лиц, старше 60 лет (возможно, как категория населения, наиболее подвержена поражению вирусом и дальнейших тяжелых последствий), но в целом создается впечатление, что постановление принято не для ограничения возможного заражения и обеспечения безопасности населения от COVID-19, а по иным причинам, не связанным с распространением эпидемии.

Наши клиенты

Адрес офиса:
г. Киев, ул. Борисоглебская 7А

Работаем с 9:00 до 18:00
или по договоренности

044 383 28 82
066 994 33 22
067 917 917 6

или заполните форму обратной связи (круглосуточно)

Оставьте заявку! Мы перезвоним