26.04.2017

ДОПОРОГОВЫЕ ЗАКУПКИ В СИСТЕМЕ PROZORRO. ВСЕ ЛИ ПРОЗРАЧНО НА PROZORRO?

Аналитическое издание «Юрист&Закон»
Випуск №11

В рамках борьбы с коррупцией и с целью экономии государственных средств в Украине была внедрена система электронных закупок, которые проводятся за счет государственных средств. Эта система уже существовала в европейских странах, а для внедрения электронных закупок в нашем государстве была взята за основу модель электронных закупок в Грузии. Система государственных электронных закупок показывала положительные результаты: были уменьшены коррупционные риски среди членов тендерных комитетов государственных предприятий, отмечалась значительная экономия бюджетных средств, а также был зафиксирован выход представителей малого и среднего бизнеса для участия в закупках.

В 2015 году начала свой тестовый период система электронных закупок PROZORRO, которая ввела новую форму закупок – допороговые закупки. Уже в 2016 году допороговые закупки получили свою законодательную регламентацию, в частности ч. 1 ст. 2 Закона Украины «О публичных закупках» предусмотрено, что заказчики могут использовать электронную систему закупок с целью отбора поставщика товара (товаров), предоставителя услуги (услуг) и исполнителя работ для заключения договора, если их стоимость меньше чем 200 тысяч гривен – для закупки товаров и услуг и меньше чем 1,5 миллиона гривен – для закупки работ. Этой нормой также регламентировано, что допороговые закупки должны проводиться с соблюдением принципов осуществления публичных закупок, которые установлены Законом Украины «О публичных закупках».

Допороговые закупки проводятся в соответствии с Порядком осуществления допороговых закупок, утвержденным приказом ГП «Внешторгиздат Украины» от 13.04.2016 г. № 35 (далее – Приказ).

В соответствии с указанным Приказом проведение допороговой закупки можно поделить на такие
этапы:

Выделив отдельные этапы проведения закупки, приведем их короткую характеристику для построения четкого алгоритма проведения допороговых закупок:

Публикация объявления о проведении закупки

В соответствии с годовым планом закупок заказчик формирует объявление о проведении допороговой закупки через систему электронных закупок путем заполнения электронных форм на любой аккредитованной площадке, пользователем которого он является. На электронную площадку также загружается документ с этим объявлением, в котором должны быть указаны: полное название и контакты заказчика, предмет закупки, его необходимые технические характеристики и количество, срок поставки товара/услуг, ожидаемая стоимость закупки и размер минимального шага понижения цены, квалификационные требования к участникам закупки, условия договора, срок периода уточнений и принятия предложений и т. п.

Именно тогда объявлению присваивается персональный идентификатор закупки (например UA-2017-01-01-000123-a), а также проводится публикация объявления в системе электронных закупок.

Во время установления срока периода уточнений и периода приема предложений заказчики часто игнорируют требования относительно их минимальной продолжительности, которая определена Приказом.

В соответствии с Приказом установлены следующие требования. Срок периода уточнений и приема предложений должен быть не меньше 1 дня, если ожидаемая стоимость закупки не превышает 50 тыс. грн, и не меньше 3 дней для периода уточнений и 2 дней для периода подачи предложений, если стоимость закупки превышает 50 тыс. грн. На практике заказчики довольно часто устанавливают период уточнений сроком в один календарный день и период подачи предложений сроком в один календарный день, не принимая при этом во внимание праздничные и выходные дни.

Таким образом, заказчики сознательно ограничивают круг потенциальных участников, которые могут принять участие в закупке. К сожалению, электронная система не контролирует и не устанавливает минимальных допустимых границ продолжительности срока периода уточнений с учетом ожидаемой стоимости закупок.

Период уточнений и внесения изменений в документацию

На этом этапе участники путем использования электронной системы могут задать заказчику вопрос относительно документации и требований, которые установлены заказчиком, а заказчик, в свою
очередь, должен дать ответ. Все вопросы участников и ответы заказчиков отражаются в электронной системе закупок, однако название участника, поставившего вопрос, будет известно только после проведения аукциона.

В период уточнений заказчиком могут быть внесены изменения в объявление и документацию, которые должны быть опубликованы в системе электронных закупок.

После завершения периода уточнений допороговая закупка получает статус «Прием предложений».

Период подачи предложений

В период подачи предложений никакие вопросы и изменения в закупку внесены быть не могут.

В этот период участники могут подать предложения путем использования электронной системы. Перед подачей предложения участникам рекомендую позаботиться о наличии средств на балансе предприятия, ведь за подачу предложения участник должен платить за участие в соответствии со следующими тарифами:

Ожидаемая стоимость закупки: Стоимость подачи предложения на один лот:
До 20 000 грн 17 грн
20 001 — 50 000 грн 119 грн
50 001 — 200 000 грн 340 грн
200 001 — 1 000 000 грн 510 грн
От 1 000 001 грн 1 700 грн

После подготовки документов предложения и приведения их в соответствие с требованиями заказчика необходимо сделать сканкопию всех документов и добавить их на площадку путем загрузки файлов, а также необходимо указать начальную стоимость вашего предложения в электронной графе на площадке.

После завершения периода подачи предложений допороговая закупка получает следующий статус:

– статус «Аукцион», если на участие в торгах подано два и больше предложения;

– статус «Квалификация», если на участие в торгах подано предложение одним участником;

– статус «Закупка не состоялась», если на участие в торгах не было подано ни одно предложение.

Проведение аукциона

Во время объявления допороговой закупки электронная система самостоятельно назначает время проведения аукциона, о чем указывается в объявлении на электронной площадке.

После назначения закупке статуса «Аукцион» на электронной площадке размещается ссылка. В назначенное системой время участникам, подавшим свои предложения, необходимо перейти по ссылке для авторизации и возможности менять свои ставки. Также за ходом аукциона может наблюдать любое лицо без необходимости в авторизации.

В аукционе предложения участников размещаются от наивысшей до наименьшей цены, а если участниками предложены одинаковые цены, то первым будет считаться участник, подавший свое предложение раньше.

После начала аукциона участники могут увидеть рейтинг своего предложения в графе «Вы», а также увидеть стоимость предложения других участников, названия которых до завершения аукциона будут закрыты под словосочетанием «Участник 1», «Участник 2» и дальше.

Во время аукциона, который проходит в три раунда, на каждом из раундов участники имеют право понизить цену не менее чем на один шаг от своей предыдущей цены. Первое право делать ставку предоставляется участнику с наивысшей ценой, а участник с наименьшей ценой будет делать ставку последним.

После завершения трех раундов будут объявлены результаты проведенных торгов и открыты названия участников. Закупке будет присвоен статус «Квалификация».

Квалификация участников

В период квалификации все желающие смогут увидеть названия, ценовые предложения и документы участников, принимавших участие в торгах.

На этом этапе заказчик рассматривает предложения участников. В первую очередь заказчик рассматривает участника, предоставившего по результатам аукциона самое низкое предложение, и принимает решение относительно соответствия предложения требованиям, указанным в период объявления закупки. Если предложение первого участника отвечает всем требованиям заказчика, то предложение такого участника признается победителем.

В случае несоответствия предложения первого участника требованиям заказчика такое предложение должно быть отклонено. После отклонения предложения первого участника заказчик должен оценивать на соответствие требованиям предложения следующего участника. В случае отклонения предложения всех участников как не отвечающих требованиям заказчика закупке присваивается статус «Закупка не состоялась».

Решения тендерного комитета заказчика об определении победителя и об отклонении предложения участников должны быть оформлены соответствующим протоколом, который обнародуется в системе электронных закупок.

Обжалование результатов закупки

Если участник возражает против отклонения его предложения заказчиком или против признания победителем другого участника, то в течение периода обжалования такой участник имеет право направить жалобу через систему электронных закупок. Заказчик обязан предоставить ответ на жалобу участника в течение трех дней. В случае непредоставления заказчиком ответа и после окончания трех дней жалоба направляется в орган обжалования.

Однако практический опыт обжалования допороговых закупок свидетельствует о том, что чаще всего заказчики игнорируют подачу жалобы, а орган обжалования ввиду своей загруженности не успевает рассмотреть жалобу до присвоения ей статуса «Завершенная».

Завершение закупки

Заключение договора между заказчиком и победителем проводится не раньше чем через 2 рабочих дня после обнародования решения об определении победителя.

В течение двух рабочих дней после подписания договора заказчик должен загрузить сканкопию договора на электронную площадку, а потом система автоматически присвоит закупке статус «Завершенная». После присвоения закупки статуса «Завершенная» жалобы, которые поданы в орган обжалования, не рассматриваются.

Итак, осуществив короткий анализ всех стадий проведения государственных закупок, можем увидеть много недостатков этой системы. В частности, необходимо указать, что последняя стадия фактически исключает возможность обжалования. Сделаем короткий анализ ситуации:

В среду заказчик публикует протокол об отклонении предложения участника, а участник, в свою очередь, направляет жалобу заказчику. В течение трех календарных дней участник ожидает ответ от заказчика, а не получив его, направляет жалобу в орган обжалования. В то время уже прошло два рабочих дня (это четверг и пятница), и в понедельник заказчик заключает договор с победителем и публикует его. После этого закупка получает статус «Завершенная», и жалоба уже не подлежит рассмотрению. Таким образом, у органа обжалования нет достаточного времени и возможности для надлежащего рассмотрения жалобы, а участник, предложение которого отклонено, лишается возможности быть победителем тендера.

Итак, зная недостатки электронной системы закупок, заказчики могут нарушать требования к минимальному сроку периода уточнений и приема предложений, включать в квалификационные требования дискриминационные условия, не отвечать на вопросы участников, признавать победителем желаемого участника и, игнорируя жалобы других кандидатов, заключать с ним договор. При таких условиях прозрачность системы PROZORRO остается под большим знаком вопроса.

Юрист АО «Артиус»

Евгения Ляшенко

 

Поделиться:
Заказзать обратный звонок