11.02.2020

Государственная аудиторская служба Украины — как избежать ударов по бизнесу?

«Осведомлен — Вооружен» или как защитить свой бизнес

Система власти и законодательства в нашей стране достаточно сложная и запутанная. Нередко бывает так, что граждане даже не подозревают о существовании некоторых структур и инстанций, а также не знают о своих правах при встрече с ними. В этой статье мы подробно рассмотрим такой орган как Госфининспекция (ГФИ), который в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 28 октября 2015 №868 был реорганизован в Государственную аудиторскую службу Украины (Госаудитслужбу). Фактически после реорганизации, вопреки ожиданиям, кроме наименования структуры существенных изменений не произошло.

Не будет лишним добавить и о другом, народном, названии — КРУ (Контрольно-ревизионное управление). Именно это название структуры исторически была первым и изменилось только в 2010 году.

Итак, что же такое Государственная аудиторская служба и что делать в случае проверки.

Что за проверяющие?

Государственная аудиторская служба (далее ГАС) — орган, который осуществляет независимый финансовый контроль и координируется Кабинетом Министров Украины.

В обязанности этой службы входит:

  1. Контроль за сохранностью и использованием финансовых ресурсов страны;
  2. Разработка предложений по совершенствованию законодательных актов, актов Президента Украины и Кабинета Министров Украины, нормативно-правовых актов министерств и в установленном порядке подача их Министру финансов;
  3. Определение потребности в бюджетных средствах;
  4. Эффективное использование средств и имущества;
  5. Контроль за состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
  6. Соблюдение законов страны при осуществлении государственных закупок.

Прежде всего деятельность этой службы направлена ​​на органы исполнительной власти, бюджетные учреждения, государственные предприятия (включая те, которые получают финансирование из государственного бюджета). Именно эти структуры могут подвергаться проверкам на предмет прозрачности расходования бюджетных средств. К частному сектору проверка может наведываться только по решению суда, принятого в ходе уголовного производства. В разрешении указываются: основания проведения, даты начала и окончания проверки, а также номер уголовного производства, орган, осуществляющий предварительное расследование, дату и основания сообщения о подозрении в совершении уголовного преступления.

Также чиновники могут посетить со встречной сверкой, о чем подробнее мы рассмотрим далее.

По закону и на практике

Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность органов Государственной аудиторской службы Украины, являются:

  1. Бюджетный кодекс Украины;
  2. Закон Украины от 26 января 1993 года № 2939-XII «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине»;
  3. Постановление Кабинета Министров Украины от 3 февраля 2016 № 43 «Об утверждении Положения о Государственной аудиторской службе Украины».

Именно эти акты определяют основы деятельности органа, а также регулируют аспекты работы с частным сектором экономики.

К частным предприятиям должностные лица могут прийти с проверкой в том случае, если их услуги были оплачены бюджетными средствами. Именно такая проверка называется «Встречная сверка». Стоит заметить, что встречные сверки проводятся в случае возникновения потребности в их проведении на основании направления, выписанного руководителем органа государственного контроля (ч. 7 ст. 11 Закона № 2939).

Важно знать: повторное совершение встречных сверок контролирующими органами по одному и тому же вопросу запрещено.

Проведение встречных сверок государственной налоговой службой: что это и как проводится?

Сверка — не проверка

Порядок проведения контролирующими органами встречных сверок утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 27 декабря 2010 №1232 «Об утверждении Порядка проведения контролирующими органами встречных сверок» (далее — Порядок).

Встречные сверки не являются проверками и проводятся в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины. Это означает, что органы ГАС имеют право только сверять данные, полученные от налогоплательщиков и других субъектов отношений с целью проверки объема и качества расчетов и для полноты отражения в учете налогоплательщика.

Иными словами чиновники имеют право проверять только те акты и платежи, которые были связаны с государственными предприятиями или были профинансированы из государственного бюджета. Дополнительная информация, которая не касается примеров выше (количество работников в компании, уплата налогов, прибыль и т.д.), не подлежит разглашению и проверкам.

Как ответить, чтобы не остаться в дураках?

Если к Вам пришел служащий ГАС с запросом на встречную проверку и требованием предоставить ему документы, не следует сразу соглашаться и выполнять просьбу. Рекомендуем подробнее изучить ситуацию и обезопасить себя от негативных последствий. Самым эффективным способом для этого является следующий план действий:

1.    Проверьте законность.

Первым шагом в случае визита на Ваше предприятие будет проверка его законности. В этом вопросе лучше положиться на юриста, который имеет опыт общения с проверяющими органами, и не допускать проверяющего к руководству.

Проведите служащего в отдельное место для разговора, ознакомьтесь с запросом, проверьте удостоверение личности. Вся информация, а именно ФИО служащего, дата сверки, название и адрес предприятия должны совпадать и быть корректными.

Далее необходимо поставить подпись о том, что вы допускаете проверяющего к сверке. Для этого в запросе есть графа «Должность руководителя». В том случае, если с проверяющим общается юрист, он может поставить подпись только от имени «Представителя», вычеркнув слово «Руководитель». Если же служащий на это не соглашается, то подписывайтесь в любом другом месте документа с указанием своих данных.

На этом этапе сверка может задержаться на некоторое время в том случае, если представитель ГАС не соглашается на подпись от имени представителя предприятия, но фактически в этих действиях нет ничего противозаконного.

Не будет лишним отметить о том, что в случае безосновательного препятствование проведения встречной сверки должностное лицо может письменно проинформировать об этом правоохранительные органы. В таком случае в отношении лиц объекта контроля, препятствующих в проведении встречной сверки, принимаются меры для привлечения к административной ответственности.

2.    Письменный запрос.

Особое внимание следует предоставить непосредственно запросу, который должен включать в себя:

  1. Основания для направления запроса в соответствии со ст. 73 Налогового кодекса Украины с указания информации подтвержадющей их;
  2. Перечень информации, которая запрашивается и перечень документов, которые необходимо будет предоставить;
  3. Печать контролирующего органа (инициатора встречной сверки).

Кроме этой информации, конечно, также должны присутствовать дата и подпись.

Основания для направления запроса в соответствии НКУ могут быть следующими:

  1. По результатам анализа налоговой информации, полученной в установленном законом порядке, выявлены факты, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком налогового, валютного законодательства, законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы;
  2. Для определения уровня обычных цен на товары (работы, услуги) при проведении проверок;
  3. В других случаях, определенных этим Кодексом (абз.3 п.73.1 НКУ).

Важно знать: в случае если запрос составлен с нарушением требований, изложенных в абзацах первом и втором п.73 НКУ, налогоплательщик освобождается от обязанности предоставлять информацию в ответ на такой запрос (абз.5 п.73.1 НКУ).

3.    Ответ на запрос.

Предоставлять ответ на написанный проверяющим запрос обязательно в любом случае. Даже если требования служащего являются незаконными и запрос составлен с нарушением условий. В этом случае в ответе Вы имеете право отказать в предоставлении документов ссылаясь на нормы Закона.

Если запрос является корректным и Вы предоставляете в ответ на него необходимую документацию, то обязательно перечисляем список предоставляемых документов, указываем дату, время и подпись. Важно не забывать о том, что проверяющий должен также поставить подпись под ответом о получении этих документов.

О сроках предоставления ответа: п 73.3 статьи 73 НКУ отмечает, что подавать информацию, определенную в запросе контролирующего органа, и ее документальное подтверждение можно в течение одного месяца считая со следующего дня после вручения запроса (если иное не предусмотрено настоящим Кодексом).

4.    Документы «На вынес».

Согласно нормам, которые были установлены ст.10 Закона №2939-XII, в ходе государственного контроля предприятий, учреждений и организаций Вы имеете право предоставлять проверяющему лицу только копии финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов, необходимых для встречной сверки.

Важно знать: в случае непредоставления копий первичных документов контролирующий орган будет иметь основания для проведения на предприятии внеплановой проверки в соответствии с пп. 78.1.1 НКУ.

Что касается оригиналов документов — их лучше оберегать от чужих рук и не предоставлять документацию «на вынос». Такие действия могут привести к подделке или потере Ваших документов. Исключением могут стать документы, которые находятся в общем доступе (выписка, выдержка) и в случае потери могут буди восстановлены. Обязанность давать чиновнику оригиналы документов на вынос нигде не закреплен. Следовательно, отказ удовлетворить подобное требование будет вполне законным.

5.    Справка или акт.

После проведения встречной сверки Вам в обязательном порядке должны предоставить Справку о результатах сверки, которая составляется в двух экземплярах. Срок предоставления этой справки составляет 10 дней с момента завершения сверки.

Если Вы не согласны с результатами сверки, рекомендуем указать свои возражения прямо в справке и на ее обороте. Это сохранит Вас от возможных дальнейших манипуляций с результатами сверки.

Кроме того, Вы или Ваш представитель вправе отказаться от получения одного экземпляра Справки с результатом сверки. В таком случае в тот же день составляется соответствующий Акт, удостоверяющий этот факт. Указанный акт должен быть подписан исполнителем проверки и зарегистрирован в Журнале регистрации справок/актов в тот же день.

Прежде всего, следует помнить, что действия специалистов контролирующего органа, которые имели следствием оформления справки о результатах проведения встречной сверки не создают каких-либо правовых последствий. Исключением могут быть выявлении в ходе встречной сверки нарушения, которые в свою очередь могут стать основанием для назначения налоговой проверки.

Итого, обладая информацией о порядке проведения встречных сверок и своих правах Вы обеспечите сохранность документации предприятия от возможных манипуляций с ними и уменьшите давление на Ваш бизнес с стороны госаудиторской службы. Главное решать все вопросы в мирном порядке и НЕ препятствовать работе служащего во избежание проверок и ревизий.

В случае необходимости юридической помощи при проведении проверки или встречной сверки не ждите — обращайтесь к специалистам — 066 994 33 22

Поделиться: