Социология права: научно-практический журнал
Выпуск № 1 -2
Актуализируя вопрос государства в Украине, невозможно обойти страницы нашего прошлого, иллюстрирующие попытки самостоятельного государственного строительства, стремление украинского народа к независимости, открывающие глаза на умалчиваемые факты и дающие ответы на злободневные вопросы. Анализ феномена украинской национальной государственности в настоящее время приобретает особое звучание, ведь 2017 — это год 100-летия украинской революции. Президентом Украины подписан соответствующий указ, предусматривающий план праздничных мероприятий на пять лет, а мы, ученые, должны в свою очередь сосредоточить внимание на событии столетней давности.
Историки права единогласно утверждают, что Украина — это не юное молодое государство. Она имеет не столетний, а тысячелетний опыт государственного строительства, в части которого мы сосредоточим свое внимание в данной разведке.
1917 год для нашего государства стал переломным. Свержение самодержавия в Российской империи активизировало среди украинства национально-освободительное движение и процесс поиска государственного пути. Политическим центром стала Украинская Центральная Рада, образованная в начале марта 1917 года.
Председателем УЦР был заочно избран М. Грушевский, который через несколько дней вернулся в Киев из Сибирской ссылки.
Перед Украинской Центральной Радой в целом и М. Грушевским в частности возник вопрос: «Как легитимизировать свою деятельность?». Ответ на него дал украинский народ. Так, 19 марта 1917 на центральные площади Киева вышла сто тысячная манифестация, которая засвидетельствовала всенародное признание УЦР.
Колонны демонстрантов прошагали по маршруту от Владимирского собора по бульвару Тараса Шевченко, улице Крещатик, Михайловской площади и Софийской площадью.
Их украшали многочисленные желто-голубые флаги, хоругви с национальными символами, изображениями Шевченка, плакаты с надписями: «Хай живе вільна Україна». Во время манифестации выступил М. Грушевский, который призвал под флагами и портретом Шевченка поклясться бороться за получение Украиной автономии. Манифестация 19 марта 1917 имела широкую огласку, продемонстрировала высокий потенциал украинского национально-освободительного движения. Председатель Центральной Рады назвал день проведения манифестации светлым, радостным днем своей и украинской жизни. В своих воспоминаниях он констатировал: «Цель манифестации была достигнута: она продемонстрировала наглядно и импозантно, что украинство — это не фикция в головах кружка романтиков или маньяков-интеллигентов, а живая сила, которая имеет силу над массами, их трогает и поднимает». Демонстрация стала самым массовым и самым народным Вече, которое видели улицы столицы. До 2004 года подобные акции в Украине не повторялись.
Проявление народной воли было юридически оформлено в ходе работы Всеукраинского национального конгресса, который прошел 6 — 8 апреля 1917 в г. Киеве при участии избранных на то представителей из всех уголков Украины. Кроме преобразования Центральной Рады на всеукраинский представительный орган и легитимизации ее деятельности, организаторы Всеукраинского конгресса преследовали еще одну, не менее важную, цель — задокументировать перед Временным правительством России серьезность и неотступность украинских государственностроительных притязаний.
28 марта 1917 в газете «Киевская мысль» были обнародованы программа съезда и инструкция выборов в него, разработанные Михаилом Грушевским. Он отмечал, что представителей должны прислать все украинские политические, культурные, профессиональные, территориальные партийные, организации; образовательные, экономические общества; рабочие, крестьянские, военные, религиозные, служебные, молодежные, студенческие, образовательные организации от сел, городов, уездов. Если количество членов организации не превышала 50, она должна была направить одного делегата, более 50 — соответственно двух, более 100 — трех, 200 — четырех, 300 пятерых (но не больше). С совещательным голосом участие в Конгрессе мог взять любой украинец. Всего на Конгрессе зарегистрировалось около 1500 участников, из них 700 человек с правом решающего голоса, 200 с совещательным, остальные — приглашенные гости. Именно этот съезд легитимизировал деятельность Центральной Рады как представительского органа украинского народа.
Работа УЦР сказалась поиском определения правового статуса Украины, что воссозданный первым и вторым Универсалами.
Государственный октябрьский переворот 1917 года в России задал другой тон. Так, 7 ноября 1917 года мир увидел ІІІ Универсал. По мнению современных исследователей истории украинского права П. Захарченка, В. Сергийчука, В. Шевченка, которую мы полностью разделяем, III Универсал является актом, что провозгласил Украинскую Народную Республику независимым государством и ввел ее в круг субъектов международного права. Несмотря на то, что документ упоминает о федерации с Российской республикой, хотим заметить, что данное предписание записано в будущем времени, а на момент принятия ІІІ Универсала Россия не была республикой, а государством, где большевики, захватив власть, еще не предоставили ей ни статуса, ни названия.
Зато, документ конституирует переход законодательной власти к самой УЦР, а исполнительной — в Генеральный секретариат Украины. Территориальная целостность признавалась в рамках территорий, «заселенных в большинстве украинцами», а вопрос «по приобщению частей Курщины, Холмщины, Воронежчины и смежных губерний и областей, где большинство населения украинское, должно быть установлено по соглашению организованной воли народа». Следовательно, имеем еще один признак государства — территориальная определенность государственных границ.
Указанный документ красноречиво характеризовали его создатели, указывая на суверенный статус. Так, В. Винниченко в книге «Возрождение нации» отмечал: «Теперь, наконец, мы могли творить жизнь по нашему образу и подобию, и только по нашему. Теперь мы имели все средства для этого. Все государственные аппараты переходили в руки Генерального Секретариата, все финансовые средства были в его распоряжении, вся военная сила подлежала его приказам ».
Следовательно, можем констатировать наличие основных признаков молодого государства: государственная власть, делилась на законодательную, исполнительную и судебную, суверенитет, территория, границы, население и международное признание. Последний факт подтверждается текстом Брестского мирного договора от 9 февраля 1918 года, который был подписан делегацией от УНР и уполномоченными представителями стран Четвертного союза.
Данный факт подтверждается также Брестским мирным договором, заключенным между Россией и странами Четверного союза 3 марта 1918 года. Согласно последнему документу, Россия обязывалась немедленно заключить мир с УНР как с независимым государством и вывести войска с ее территории: «Россия обязывается немедленно заключить мир с УНР и признать мирный договор между этим государством и государствами Четверного союза. Территория Украины немедленно очищается от российских войск и российской Красной Армии».
Не перечила статусу независимости УНР и сама Россия. Такой факт можно проследить по содержанию многих документов, направлявшихся в Украину не как внутренне-правовые, а международные акты. Стоит только напомнить отдельные цитаты из известного Ультиматума Совнаркома, направленного в Киев 4 декабря 1917 года. В нем Советы подтверждают право народов на самоопределение и признают УНР: «Совет народных комиссаров, еще раз подтверждает право на самоопределение за всеми нациями, которые угнетались царизмом … вплоть до права этих наций отделиться от России. Поэтому мы, Совет народных комиссаров, признаем Украинскую Народную Республику, ее право совершенно отделиться от России или вступить в договор с Российской Республикой на федеративных или тому подобных взаимоотношениях между ними». Ультиматум, подписанный не только Председателем Совета Народных Комиссаров В. Ульяновым-Лениным, но и Народным комиссаром по иностранным делам Л. Троцким (Бронштейном), что еще раз подтверждает характер документа, который принимался и направлялся в УНР не как внутренне-правовой, а как международно-правовой акт. Кроме того, большевистская Россия в течение лета 1918 года открыла консульские представительства в семи городах Украины и аккредитовала двадцать консульств Украинского государства на своей территории. Однако, это не помешало северному соседу начать экспансию против УНР с целью установления оккупационного режима, а факт российско-большевистской агрессии ретушировать термином «гражданская война».
Преемственность украинской государственности продолжена гетьманом Павлом Скоропадским. Придя к власти, гетьман отверг законодательный базис УЦР, но Украинское Государство не отказалось от правопреемства Украинской Народной Республики. Согласно «Закону о временном устройстве Украины» от 29 апреля 1918 года, государство сохраняло свою самостоятельность, но коллегиальный орган заменялся персонифицированным главой Украинского государства — гетьманом.
1918 год отмечен правопреемством украинской государственности, правда, республиканская форма правления превратилась в монархическую. В течение этого периода Украина была признана 30 государствами мира, а в Киеве располагались постоянные представительства 10-ти из них. Дипломатические миссии бел отправлены в Германию, Османскую империю, Болгарское царство, Швейцарию, Швецию, Норвегию, Грузию, Азербайджан, Финляндию.
Третий этап генезиса государственности был продиктован развитием украинского повстанческого движения в ноябре — декабре 1918 г. Так, 14 декабря 1918 года Директория провозгласила возрождение Украинской Народной Республики. Будучи революционным органом власти, она наладила дипломатические отношения с Венгрией, Чехословакией, Голландией, Италией, проводила переговоры с Советом Народных Комиссаров, требуя прекращения необъявленной войны и вывода большевистских войск из украинских территорий. Однако, в начале 1919 года значительная территория украинского государства была захвачена русскими войсками, а правительство УНР было вынуждено покинуть Киев и отступить к западным границам и, наконец, покинуть территорию Украины.
На основании Закона «О форме украинской власти» от 26 января 1919 года, Закона «О временном верховном управлении и порядке законодательства в Украинской Народной Республике», Закона «О Государственной Народной Раде УНР», одобренных Советом Народных Министров и утвержденных председателем Директории Симоном Петлюрой от 12 ноября 1920 года, был создан Государственный центр Украинской Народной Республики в изгнании. Он был полноправным представительным органом украинского народа в его борьбе за вольности, государственную самостоятельность, независимость и в течение 72-х лет представлял Украину за рубежом.
Находясь в разных государствах Европы, как главы Директории — С. Петлюра, А. Левицкий, В. Прокопович и другие, так и исполнительный орган — Совет Народных Министров УНР продолжали осуществлять основную функцию — сохранение украинского государства. Они выполняли дипломатическую миссию, вели масштабную культурно-общественную, образовательную, научную деятельность, приложили немало усилий для сохранения на мировом уровне национального имени «украинцы», демонстрировали этническую самобытность, осуждали террор, развернутый руководством УССР-УССР.
Протяженность и непрерывность украинской государственной идеи была зафиксирована созданием в марте 1939 года государства под названием Карпатская Украина во главе с президентом Августином Волошеним, а ростки государственности еще раз проросли 30 июня 1941 года и воспроизводились в Акте ОУН «Об образовании Украинского государства».
В конце концов, распад Советского Союза и обретение Украиной 24 августа 1991 года независимости положило начало современной Украины. По нашему мнению, Украина является легитимной наследницей УНР, а факт правопреемства заверенный 22 августа 1992 года, когда Государственный центр Украинской Народной Республики в изгнании торжественно сложил свои полномочия, передав их власти восстановленного государства Украина. Уполномоченная делегация во главе с последним президентом в екзилии Николаем Плавьюком вручила первому Президенту Украины Л. Кравчуку «Грамоту о прекращении деятельности», «Заявление о правопреемстве Украины от УНР», клейноды Гетьмана Мазепы, государственный флаг и печать, показав преемственность, непрерывность существования украинского государства, возникшего перед нами не в 1991 году, а еще сто лет назад в водовороте национальной революции 1917 года.
Таким образом, в разное время, на разных территориях украинцы постоянно стремились возродить украинское государство, вели борьбу за возможность быть свободными, независимыми. На своей земле творить свое государство от Сяна до Дона. Убеждены, что это и есть феномен украинской национальной государственности, который демонстрирует продолжительность, непрерывность, преемственность нашей государственности не только в измерении последних 100 лет, но и в измерении всего тысячелетия.
Иванна МАЦЕЛЮХ