26.09.2016

ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Всеукраинское юридическое издание «Юридическая газета»
№ 37 (535) от 13.09.2016 года
Рубрика «Аналитика. Спортивне право»
«Наш современный мир и спорт, как его важная составляющая, нуждаются в духовности, нуждаются в оптимистичных идеях, направленных против угрозы насилия и обмана, против чрезмерного материализма, пошлости и меркантилизма».
Пьер де Кубертен, общественный деятель, инициатор возрождения Олимпийских соревнований

Когда Вы приходите на футбольный матч, то вряд ли задумываетесь над процессом его организации. Для Вас все просто: заранее купить билет, прийти в указанный день и занять свое место. Но для организаторов матча процесс подготовки и организации мероприятия является долгим и сложным, ведь все к деталям нужно продумать и организовать: безопасность, транспорт, освещение в СМИ, поддержку партнеров, согласование с госорганами и т.д.

Все по Правилам!

В соответствии со статьей 39 Конституции Украины граждане имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги, походы и демонстрации, о проведении которых заблаговременно уведомляются органы исполнительной власти или органы местного самоуправления.

В статье 1 Закона «О физической культуре и спорте» от 24.12.1993 года № 3808 (далее — Закон) содержится определение понятия «спортивные мероприятия»: это спортивные соревнования и/или учебно-тренировочные сборы.

Конечно, начинаются любые соревнования с правил их проведения. В статье 40 Закона закреплены основополагающие моменты, касающиеся Правил спортивных соревнований по видам спорта, признанным в Украине. Так, правила спортивных соревнований должны включать требования к участникам таких соревнований, соответствующим спортивным сооружениям, специальному оборудованию и инвентарю, условиям и порядку определения результатов и победителей. Разрабатываются такие Правила по каждому виду спорта отдельно соответствующей всеукраинской спортивной федерацией с учетом международных стандартов.

Именно Правила спортивных соревнований определяют особенности их организации: какое должно быть выбрано место, какие спортивные снаряды необходимы, в закрытом помещении или под открытым небом, как разместить зрителей, какие правила безопасности должны быть выдержаны и т.д. Что касается основных моментов, которые общие для всех видов спорта, то они закреплены в Постановлении КМУ № 2025 от 18 декабря 1998 года «О порядке подготовки спортивных сооружений и других специально отведенных мест для проведения массовых спортивных и культурно-зрелищных мероприятий» (далее — Постановлении).

Кстати, еще в 2008 году Министерством юстиции был разработан проект Закона Украины «О порядке организации и проведения мирных мероприятий», в котором нюансы проведения спортивных мероприятий достаточно четко расписаны. Однако принять документ до сих пор никак не могут. В 2012 году за его рассмотрение снова взялись, даже присвоили законопроекту номер — № 0918 от 12.12.2012, однако в повестку дня принятие Закона так и не включили.

Согласно п.6 Постановления спортивные мероприятия проводятся только на спортивных сооружениях и в специально отведенных местах, принятых к эксплуатации специальными комиссиями по контролю за состоянием спортивных сооружений и других специально отведенных мест для проведения массовых спортивных и культурно-зрелищных мероприятий и судейскими коллегиями. При этом должны быть строго соблюдены действующие нормы и правила эксплуатации сооружений и мест размещения участников мероприятия, мест общего пользования, инженерных систем и систем оповещения, санитарно-гигиенического режима помещений, арен и территорий; норм готовности средств пожаротушения, спортивно-технологического оборудования и инвентаря и др.

Организация спортивного мероприятия, Артиус, проведение спортивных мероприятий, закон спортивные мероприятия, Мацелюх

Следует четко прописать вопросы ответственности организаторов мероприятия в случае нанесения вреда здоровью или даже смерти участника в процессе участия. Например, предусмотреть предоставление участниками медицинских справок, полисов страхования жизни, прохождения ими специальных медицинских осмотров перед соревнованиями, или же наоборот написание ими расписки о полной ответственности за состояние своего здоровья и физическую подготовку. Например, расписка с текстом следующего характера: «Я понимаю все риски, связанные с участием в данном спортивном мероприятии, и подтверждаю свою достаточную для участия в мероприятии физическую подготовку. В случае возможного возникновения несчастного случая обязуюсь не предъявлять претензий и требований по возмещению убытков организаторам мероприятия». Однако вопросы ответственности не должны идти в разрез с Правилами спортивных соревнований и общими правилами соответствующей спортивной федерации.

Кроме того, должны быть соблюдены не только Правила спортивных соревнований, которые касаются прежде всего их участников, но и отдельные Правила поведения зрителей. Согласно п.7 Постановления их разрабатывают владельцы спортивных сооружений с участием органов Национальной полиции и органов и подразделений Государственной службы чрезвычайных ситуаций. Прописываются такие Правила для каждого спортивного сооружения с учетом местных условий и их специфики. Так, например, на сайте «Арены Львов» можно найти Правила поведения зрителей, а также Правила пожарной безопасности для зрителей на стадионе «Арена Львов» во время посещения футбольных матчей и других массовых мероприятий.

В этих правилах прописаны основные права и обязанности участников мероприятия, а также запреты и ответственность за их нарушение. Например, закреплено, что допуск зрителей на стадион разрешается не ранее чем за 2 (два) часа до начала матча (массового мероприятия). Зрителям при этом разрешается без ограничений проносить на трибуны Стадиона и использовать для поддержки участников матча официальную клубную атрибутику; баннеры и флаги размером не более 2х1,5 м, изготовленные из нелегковоспламеняемых материалов на пластиковых гибких пустотелых древках, размеры которых не превышают 1,5 м в длину и 5 см в диаметре. Достаточно четкие требования, аналогично и в отношении запрещенных предметов.

Юридические моменты проведения спортивных мероприятий

Согласно нормам Постановления юридическим основанием для проведения массового мероприятия является решение или приказ соответствующего органа, по инициативе (или под патронатом) которого они проводятся. Однако перед принятием этого документа организаторы мероприятия должны договориться с владельцами спортивного сооружения об условиях проведения мероприятия, о чем заключить соответствующий договор. В таком соглашении должны быть обязательно указаны источники финансирования мероприятия, а также отдельно утвержденную смету расходов.

Кроме договора, нужно принять Положение о проведении массового мероприятия и подать его органам Национальной полиции, органам и подразделениям ГСЧС и владельцам спортивных сооружений. Эта норма существует для того, чтобы соответствующие органы разработали мероприятия по охране общественного порядка, обеспечение безопасности участников и зрителей. Причем установлен конкретный срок такого предупреждения: для международных государственных мероприятий — за 2 месяца; для региональных мероприятий — за 1 месяц до их проведения. А также на организаторов возлагается обязанность обеспечить ознакомление с Положением всех основных действующих лиц мероприятия — участников, судей, обслуживающего персонала.

Не стоит забывать о согласовании с соответствующими местными администрациями места и даты проведения мероприятия. То есть нужно заблаговременно уведомить городской совет о проведении запланированного спортивного мероприятия. Например, КГГА нужно письменно (по форме установленного образца) сообщить не позднее чем за 10 дней — в общем порядке, для городских массовых мероприятий. Если же это спортивное мероприятие международного или всеукраинского статуса — за 1 месяц до даты проведения (п.3.2.2 Положения о порядке организации и проведения массовых мероприятий в городе Киеве, утвержденное Решением Киевсовета №114 (3104) от 23 июля 2007 года).

Согласие местной госадминистрации на проведение мероприятия считается по умолчанию, то есть если не запретили — значит разрешили. Если местные власти против проведения такого мероприятия, то согласно ст.182 КАСУ они могут обратиться в окружной административный суд с иском о запрете такого мероприятия или о другом ограничении права на мирные собрания (например, о месте или времени его проведения).

Законодательное регулирование проведения спортивных мероприятий, Артиус, Мацелюх, организация спортивного мероприятия, спортивный юрист, спортивное право

Как правило, спортивные мероприятия проводятся вечером в свободное от работы время или в выходные. Обязательно при этом нужно учесть график движения общественного транспорта, чтобы все зрители мероприятия могли беспрепятственно разъехаться после по домам. В случае необходимости можно договориться с местными администрациями о продлении графика движения транспорта, как это часто делают в Киеве, продолжая на час работу метро.

Также, именно КГГА часто помогает с урегулированием вопросов безопасности до и после спортивных мероприятий: когда на НСК «Олимпийский» проводят футбольные матчи с большим количеством зрителей (например, матчи национальной сборной, на которые ожидается полное наполнение стадиона), то после их окончания движение на ближайших станциях метро ограничивают или вообще закрывают, разделяя движение толпы на меньшие части. Это помогает избежать толкотни и слишком больших скоплений людей.

Контроль за соблюдением правил и нормативных актов о запрете торговли спиртными напитками, безалкогольными напитками в стеклянной таре на спортивных сооружениях во время проведения мероприятий, а также прохода с ними на территорию спортивных сооружений возлагается на организаторов мероприятия. Именно они должны обеспечить для этого установку контрольно-пропускного режима на объекте, где проводится спортивное мероприятие. Лица, которые будут вести указанный режим должны осуществлять проверку личных вещей и проводить личный досмотр зрителей, чтобы обеспечить безопасность проведения мероприятия и безопасность каждого зрителя.

Отдельное требование касается билетов на мероприятия. Они должны содержать информацию о том, где будет проходить массовое мероприятие с указанием мест, трибун, секторов. Организаторы мероприятия отвечают за обеспечение условий для организации рекламы и продажи билетов на спортивные мероприятия. В зависимости от категории мероприятия билеты на него должны продаваться не позднее чем:

  • международные — за 3 месяца;
  • государственные — за 2 месяца;
  • региональные — за 1 месяц до их проведения.

Особенную часть организации занимает сотрудничество с партнерами и спонсорами. Их нужно найти, с ними нужно договориться, наладить связи и подписать контракты. В частности, согласовать моменты относительно покрытия материальных затрат, размещения партнерской продукции, совместного брендирования спортивной одежды, баннеров, освещения партнеров и спонсоров в прессе и тому подобное. Что касается СМИ, то также стоит заранее предусмотреть моменты сотрудничества с прессой, в частности прописать правила и сроки аккредитации журналистов.

В общем организация спортивного мероприятия — достаточно кропотливый процесс, требующий значительных затрат как материальных, временных, так и человеческих ресурсов. Конечно надежное юридическое сопровождение данного процесса — необходимое условие того, что все пройдет в соответствии с законом, а права организаторов будут надежно защищены в случае возникновения спорных ситуаций, которых во время проведения спортивных мероприятий не избежать.

Поделиться: