В Украине появилось, точнее появится Бюро экономической безопасности. Пока этот орган существует только на бумаге и реально заработает, как говорят специалисты, в конце года. Однако, уже сейчас возникает ряд вопросов как при анализе Закона Украины «О бюро экономической безопасности Украины» (далее — Закон) так и при попытках хотя бы спрогнозировать как этот новый орган повлияет на бизнес и будет продолжать традицию «маски шоу», начатую налоговой милицией.
Любой новый орган начинается с выбора и назначения его главы и уже здесь в БЭБ наступают проблемы.
Как было отмечено в ст.1 Закона, БЭБ — центральный орган исполнительной власти. Директор БЭБ назначается Кабинетом Министров по представлению Премьер-министра, из числа кандидатур, которые предложит конкурсная комиссия. А вот ЗУ «О центральных органах исполнительной власти», говорит, что руководители центральных органов исполнительной власти назначаются Кабинетом Министров. Кандидатуры на рассмотрение вносит Комиссия по вопросам высшего корпуса государственной службы. И участие в этом никакие Премьер-министры или конкурсные комиссии не берут.
Также на должность Директора БЭБ не может претендовать лицо, которое в течение последнего года привлекалось к административной ответственности за совершение коррупционного правонарушения. А вот ЗУ «О государственной службе» в статье 19 говорит, что на государственную службу не может вступить лицо, которое привлекалось к административной ответственности за совершение коррупционного правонарушения в течение последних трех лет.
Получается, что Директор БЭБ какой-то особый руководитель центрального органа исполнительной власти назначаемый по особому порядку и имеет особые требования к своей кандидатуре.
Если анализировать Закон и дальше, не понятно есть ли БЭБ органом исполнительной власти или правоохранительным органом, или как отметили в самом Законе — «государственной службой особого характера» (ст.19). Особенность в том, что работники БЭБ должны быть пригодными по состоянию здоровья и возрасту, что в свою очередь не предусмотрено законом о государственной службе, однако часто предполагается в законодательстве, регулирующем деятельность правоохранительных органов.
Итак, что сейчас создали, орган правоохранительный или центральный орган исполнительной власти, вообще не понятно.
Полномочия, которыми наделяют бюро, также не дают ответа на этот вопрос.
Так, БЭБ может осуществлять оперативно-розыскную деятельность и предварительное расследование, разыскивает лиц, уклоняющихся от следствия и суда. Вместе с тем, бюро проводит аналитическую деятельность, прогнозирует риски в сфере экономики, формирует базы данных и взаимодействует с другими органами и учреждениями.
Если посмотреть на перечень всех этих полномочий, то станет очевидно, что больше всего они прописаны с уклоном в Уголовное и Уголовно процессуальное законодательство, где БЭБ будет расследовать экономические преступления и использовать свои полномочия на уровне ГБР, НАБУ и СБУ.
Однако, проблема в том, что и все остальные полномочия в том числе и аналитические или иные относящиеся к взаимодействию с другими органами четко не прописаны и как БЭБ ними пользоваться даже по отношению к бизнесу — не понятно.
На подобный недостаток обращала внимание Европейская Бизнес Ассоциация указывая на то, что полномочия прописаны не ясно и вообще четко не указано, какие категории преступлений будет расследовать БЭБ. Остается надеяться, что будут хотя бы четко определены статьи в УПК.
Если говорить о расследовании, надо заметить, что в законе отсутствует механизм, как дела с налоговой милиции, при ее ликвидации, будут передаваться в БЭБ, что в свою очередь может привести к потере дел.
Также, не урегулирован вопрос перехода бывших работников налоговой милиции в бюро, что может привести к простой смены на новую вывеску при том, что останется фактически та же налоговая милиция с дополнительными аналитическими функциями и возможностями.
В общем и как всегда, существует две полярные точки зрения относительно будущей деятельности БЭБ, пользы или угрозы как для бизнеса так и для экономики государства в целом. Однако, пока есть время до фактического создания органа и полноценного запуска его работы, полномочия необходимо максимально конкретизировать и разъяснить, поскольку бизнес неопределенности не любит.