26.08.2021

Электронная система в сфере строительства: прорыв или утопия?

С июля этого года введен завершающий этап функционирования Единой государственной электронной системы в сфере строительства. Так, Постановлением Кабинета Министров Украины №681 от 23.06.2021г. был утвержден соответствующий порядок.

Основной целью создания и ведения Электронной системы является обеспечение создания, просмотра, передачи, принятия, сбора, внесение, накопления, обработки, использования, рассмотрения, хранения, защиты, учета и предоставления информации в сфере строительства, а также электронное взаимодействие между физическими и юридическими лицами, государственными органами, органами местного самоуправления, центрами предоставления административных услуг при получении/предоставления административных услуг и других услуг в сфере строительства, осуществление мероприятий по архитектурно-строительного контроля и надзора.

Порядком введено электронное информационное взаимодействие в режиме реального времени в формате «запрос-ответ» с другими электронными информационными ресурсами и сетями с целью и во время предоставления/получения административных услуг и других услуг в сфере строительства, и что важно — осуществления мероприятий по государственному архитектурно-строительного контроля.

Взаимодействие происходит со следующими ресурсами:
1) Государственным земельным кадастром;
2) Государственным реестром прав на недвижимое имущество;
3) Единым государственным реестром юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований;
4) Единым реестром по оценке воздействия на окружающую среду;
5) Единым государственным реестром судебных решений;
6) Единым государственным реестром исполнительных документов;
7) Государственным реестром недвижимых памятников Украины;
8) Государственным реестром общеобязательного государственного социального страхования;
9) Интегрированной автоматизированной системой государственного надзора (контроля);
10) Единым государственным демографическим реестром;
11) Государственным реестром физических лиц — плательщиков налогов;
12) Государственным реестром актов гражданского состояния граждан;
13) Информационной системой МВД;
14) Единой базой данных отчетов об оценке;
15) Государственным реестром объектов повышенной опасности;
16) Единой государственной электронной базой по вопросам образования;
17) Единым реестром лиц, пропавших без вести при особых обстоятельствах;
18) Государственным реестром сертифицированных инженеров-геодезистов;
19) Государственным реестром сертифицированных инженеров-землеустроителей;
20) Единым реестром доверенностей;
21) Единым государственным веб-порталом электронных услуг;
22) Единым государственным веб-порталом открытых данных;
23) Базой нормативных документов Национального фонда нормативных документов;
24) Интегрированной системой электронной идентификации;
25) Программным продуктом «check»;
26) Автоматизированной системой исполнительного производства.

Порядок также определяет исключительный перечень электронных документов, создаваемых в Электронной системе, согласование документов в электронной форме, определяет формат и объем документов, и что самое важное — внедряются уровне риска (низкий, средний, высокий, критический), который определяется с учетом соответствующих критериев автоматически программными средствами электронной системы для выявление возможных нарушений требований законодательства в сфере градостроительной деятельности, а также выбора типа процедуры рассмотрения и регистрации электронных документов.

Иными словами, после загрузки документа в соответствии с перечнем, электронная база автоматически посредством взаимодействия с соответствующими Реестрами анализирует данные с помощью определенных критериев и определяет в какой именно уровень риска отнести процедуру рассмотрения, что будет влиять на то, придут ли к вашему предприятию с внеплановым мероприятием контроля. Во внеплановое мероприятие не подпадает только низкий уровень риска, все, точка. Все остальные «рисковые» операции подлежат проверке компетентными органами на достоверность и полноту в реальном времени, в том числе с визуальным обследованием объекта строительства, в том числе фото- и видеофиксации.

С одной стороны внедрение Электронной системы является отражением требований технологического и прогрессивного общества 21 века, направленного на объективное и беспристрастное рассмотрение документов, ускорение соответствующих процедур и предотвращения злоупотреблений бюрократов. Однако, с другой стороны в реалиях нашего времени, когда «аппетиты» некоторых компетентных органов растут, все же находятся щели для манипуляции и злоупотреблений. В основном это касается реестров в части исполнительных производств, ОВД, информационной системы МВД, Реестра судебных решений. Видимо, необходимо внедрить более жесткие санкции за неправильное ведение соответствующих реестров и повысить уровень ответственности исполнителей/администраторов. Из практики известно, что должностные лица ведения реестров не всегда соблюдают порядок внесения точной и достоверной информации в соответствии с действующим законодательством. Более того, сведения, которые могут быть внесены в определенный Реестр могут вообще не соответствовать действительности. Еще одной стороной манипуляции может быть создание искусственных негативных кейсов для предприятия, однозначно будут отображаться в соответствующих реестрах.

Таким образом, вопрос как повлияет такое взаимодействие на деятельность субъектов градостроительной деятельности пока остается открытым.

С помощью Электронной системы будет автоматически формироваться перечень объектов строительства, которые подлежат проверке при проведении плановых мероприятий контроля субъекта градостроительства.

Кроме этого, после 01.12.2021 года технические паспорта, материалы инвентаризации и инвентаризационные дела будут создаваться исключительно с помощью Электронной системы. Органы государственной власти, государственные регистраторы и нотариусы уже могут получить выписку со сведениями о технической инвентаризации недвижимости, прежде чем совершать регистрационные действия с этим имуществом (ввод в эксплуатацию, сделка по отчуждению, а также в сфере наследия). Однако, до введения в действие Постановления №681 такие действия имели не обязательный, а рекомендательный характер. Данные о результатах технической инвентаризации могут вносить верифицированы лица, прошедшие профессиональную аттестацию и получили квалификационный сертификат на право выполнения работ по технической инвентаризации объектов недвижимого имущества.

Субъекты строительной сферы должны пройти идентификацию и соответствующую регистрацию через персональные электронные кабинеты. Вход в кабинет возможен только с использованием квалифицированной электронной подписи (КЭП), что гарантирует защиту данных и фиксирование всех изменений в документах. Доступ заказчиков к результатам админуслуг, предоставляемых с помощью электронной системы, осуществляется через электронный кабинет пользователя на портале «Действие».

Сомнительным с точки зрения цели функционирования Электронной системы является внедрение Постановлением №681 соотношения должностей инженеров по техническому надзору с классами последствий. В частности, в Приложении 4 к Порядку для специалистов по профессии «Инженер технического надзора» установлены показатели соответствия категории (квалификационного уровня) классам последствий в зависимости от срока получения сертификата.

В случае, когда инженер по техническому надзору получил сертификат до 01.01.2016 года, он сможет «наблюдать» за объектами по соответствию класса последствий СС3, СС2, СС1 только до 31.12.2021 года а с 01.01.2022 такой инженер сможет осуществлять надзор только по объектам по классу последствий СС1.

Для инженеров по техническому надзору, которые получили квалификационный сертификат в период с 01.01.2016г. по 30.09.2017г., применяется соответствие класса последствий СС1

При этом, для инженеров по техническому надзору, которые получили квалификационный сертификат с 01.10.2017г применяется соответствие класса последствий: инженер по техническому надзору II категории (строительство) СС1, инженер по техническому надзору I категории (строительство) СС2, СС1, ведущий инженер по техническому надзору (строительство) СС3, СС2, СС1.

Такие внедрения могут заблокировать работу некоторых объектов, а стоимость услуг по техническому надзору может значительно возрасти для Заказчиков.

Важной новеллой через призму объемного по содержанию Постановления №681 стало то, что принятие в эксплуатацию объекта строительства осуществляется как разрешительная процедура. То есть, регистрация декларации или выдача сертификата осуществляется с использованием Реестра строительной деятельности с соблюдением требований Законов Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» и «Об административных услугах».

Во время такого осмотра должностное лицо органа государственного архитектурно-строительного контроля выясняет наличие исполнительной документации в объеме, предусмотренном государственными строительными нормами и материалов технической инвентаризации согласно чек-листу по результатам выездного осмотра объекта строительства на местности с фотофиксацией объекта при принятии в эксплуатацию законченного строительством объекта, а также осуществляет фото- и видеофиксацию. В то же время Постановление №681 предусматривает чеклист готовности, но не приводит его перечень, что есть достаточно уязвимым пунктом для предпринимателей.

Рисков больше, чем гарантий, однако, субъекты градостроительной деятельности должны понимать, что сфера строительства всегда будет рискованной и турбулентной. Поэтому «прорыв» или «утопия» будет определять именно субъект градостроительства.

Поделиться: