18.04.2016

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ АО «АРТИУС»

Юристы Адвокатского Объединения «Артиус» не только защищают Ваши интересы. Мы еще успеваем выделить время для саморазвития и научной деятельности. Такой опыт достаточно важный для нас как юристов и является ценным для практической деятельности.

Так, советник АО «Артиус» Мацелюх Иванна Андреевна является кандидатом юридических наук, преподает в Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко. В научном ракурсе она предпочитает историческое направление и в частности церковное право. Осенью 2015 года Иванна Мацелюх участвовала в международной конференции, проходившей в Братиславе (Словения). Недавно мы получили сборник материалов с этого мероприятия и хотели бы поделиться с Вами некоторыми научными трудами нашего юриста.

церковь, Артиус, сборник тез, конференция Братислава, Церковное право, церковь и государство, проблемы церкви в Украине
РАЗЪЕДИНЕННАЯ УКРАИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ: ПОЧЕМУ ТАК СЛОЖИЛОСЬ ИСТОРИЧЕСКИ?

Проблемы взаимоотношений церкви и государства в настоящее время приобрели новое звучание. Сложные общественно-политические процессы в государстве и влияние российской пропаганды на представителей украинского духовенства как никогда остро актуализировали вопрос создания единой независимой Украинской церкви и получения ей канонического статуса.

Необходимость объединения

На сегодняшний день Украина является государством, в котором сосуществуют несколько ветвей православия, что, безусловно, разделяет украинское общество. Государственная власть в этой ситуации неоднократно подчеркивала необходимость консолидации и объединения украинских церквей.

За период совместного сосуществования Украинская Автокефальная Православная Церковь (далее — УАПЦ) и Украинская Православная Церковь Киевского Патриархата (далее — УПЦ КП) неоднократно пытались найти общий язык и выработать стратегию будущего объединения, однако результата не было достигнуто. По нашему мнению, безуспешность процесса можно частности объяснить личными амбициями церковных иерархов и привлечением к объединению УПЦ Московского патриархата.

Сейчас объединение украинского православия является крайне необходимым и важным, ведь разделение двух национальных церквей, которые не имеют никаких различий в богослужебной традиции и своем международном статусе, является абсурдным, а существующая в настоящее время определенная вражда между ними лишена всякой логики и носит личностный характер.

Объединение и создание единой поместной православной церкви с многочисленным приходом позволит начать диалог между Украинской церковью и Константинопольским патриархатом о признании первой в мировом православии, что, в свою очередь, создаст канонический фундамент для объединения всего украинского православного населения.

До сих пор УПЦ КП и УАПЦ не имеют международного официального признания своей автокефалии, поскольку не имеют канонической санкции Константинополя. Однако нам не стоит забывать историю православия, а именно как образовался Московский патриархат и каким образом он получил каноническое признание.

Сомнительное образование Московского патриархата

Напомним, что в результате Флоренский унии, заключенной в г.Ферари в 1439 году (Соглашение между церквями западного и восточного обряда), которую подписал в том числе митрополит Киевский и всея Руси Исидор, московский епископат самостоятельно принял ряд решений: не признавать вышеприведенного соглашения; провозгласить отделение от Константинополя; создать собственную патриархию и избрать нового экзарха. Поэтому, провозгласив себя независимой, московская церковь самостоятельно отделилась от Константинополя и только через 140 лет официально будет признана всеми христианскими церквями как отдельная патриархия и получит разрешение Вселенского патриарха, которое будет выдано под давлением Московской власти и после полугодового содержания патриарха Иеремия в московской неволи.

Как видим, упреки российской церкви в неканоничности являются относительными, ведь их церковь сама долгое время имела такой статус, а вот переподчинение Киевской митрополии от Константинопольской патриархии к Московской, действительно является акцией, более напоминающей гражданский договор купли-продажи.

Продажа Киевской митрополии за 120 соболей и 200 золотых

Первый шаг к церковному переподчинению был зафиксирован в Переяславском договоре от 17 октября 1659 года. С его подписанием Киевская митрополия переходила под юрисдикцию Московского патриарха. При этом в соглашении зафиксировано обещание Московского патриарха не вмешиваться в духовные дела украинцев, однако этот пункт в будущем соблюден не будет.

Именно так украинская государственная власть юридически переподчинила Киевскую митрополию. Заметим, что позиция поместного епископата вообще не принималась во внимание, ведь во время проведения Переяславской рады высшее духовенство не присутствовало. Так же как не было проведено ни одного церковного собора, где бы поднимался обозначенный вопрос.

Узнав о таком решении, церковные иерархи долгое время отказывались признавать и выполнять его. Поэтому, несмотря на юридическое присоединение, фактического объединения пока не произошло. К тому же проведение такого соединения нельзя было осуществить без разрешения Константинопольского патриарха.

Уже позже 11 декабря 1684 года московский царь Иван Алексеевич отправил в Царьград посланцев с грамотой для канонической легитимации своих действий. Глава государства просил разрешить подчинения Киевской митрополии Московскому патриарху, ссылаясь на то, что этого желает украинский народ. Свою просьбу царь подкрепил золотыми монетами и соболями.

Как утверждают историографические источники, под давлением турецких властей в июле 1686 Константинопольский патриарх Дионисий за 120 соболей и 200 золотых дал разрешение на переход украинской церкви под власть Московской патриархии. Юридически такое решение отразилось в «грамоте Дионисия, патриарха Константинопольского, позволяющей гетману и всем чинам, духовным и мирским, избирать киевского митрополита и посылать его в Москву для хиротонии».

Конечно, церковная каноничность такой акции довольно сомнительна. Вскоре патриарха Дионисия лишили патриаршего престола. Одно из обвинений, выдвинутых архиерею, состояло в незаконной передаче Киевской митрополии Московской патриархии. Однако дело было сделано.

церковь, Артиус, Мацелюх, Огиенко, цитата, церковное разъединение, киевский патриархат, митрополит, митрополит Огиенко

Во главе объединения — государство и народ

Негативные последствия этого события, состоявшегося четыре столетия назад, мы чувствуем и сейчас. На сегодня в украинском государстве сосуществует несколько православных церквей и их объединение чрезвычайно важно и нужно. Единение в вере будет способствовать консолидации общества для развития украинского государства.

Нетрудно проследить, что именно в период религиозного единства состоялись процессы становления и расцвета государственности, а церковные расколы наоборот разъединяли народ и со временем приводили к его ослаблению. Украинское государство и его население нуждается в собственной независимой, соборной церкви. Указанный путь не будет простым, ведь Русская церковь и промосковско настроенное духовенство УПЦ МП будут оказывать всяческие препятствия.

Арбитром противостояния должно выступить государство и сам народ Украины. Ведь в наших национальных интересах является создание единой поместной православной церкви, которая будет жить проблемами своего народа, а не интересами оккупантов. В свое время митрополит Андрей Шептицкий предостерегал, что разъединение украинцев по конфессиональному принципу «доведет народ до полной руины, если представители украинских церквей не найдут способа объединения, а государственная власть не приложит к этому процессу своих усилий».

Поделиться: