03.12.2019

Новеллы в обжаловании публичных закупок

ЮРИСТ & ЗАКОН
№43, 28 ноября 2019
управляющая практики
государственных закупок
АО «Артиус»
Любовь Хоружая

 

19.09.2019 Верховная Рада приняла Закон Украины «О публичных закупках» (далее — Закон) в новой редакции. С принятием этой редакции Закона изменены и подход к обжалованию.

Статьей 18 Закона определен орган, который отвечает за обжалование, и установлен порядок обжалования закупок.

Частью 1 настоящей статьи предусмотрено, что Антимонопольный комитет Украины, как орган обжалования с целью беспристрастного и эффективной защиты прав и законных интересов лиц, связанных с участием в процедурах закупки, образует постоянно действующую административную коллегию (коллегии) ​​по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок.

 ➡ Как видим, наконец законодательством были введены наличие не одной, а нескольких коллегий по рассмотрению жалоб о публичных закупках.
Это положение является очень важным для участников, ведь на сегодня рассмотрение жалобы в АМКУ порой превращается в фарс. И это при том, что рассмотрение жалобы назначает коллегия, например, на 15:00. На самом деле он может начаться в 21:00 или, скажем, в 23:30, а иногда даже и далеко за полночь заходит. И тогда возникают вопросы: какое же нормальное решение можно принять и как нормально можно рассмотреть жалобу по графику работы более 15 часов в сутки?
Надеемся, что это нововведение упростит процедуру рассмотрения жалоб как для участников, так и для работников коллегии.

Частью 6 ст. 18 Закона, в частности, предусмотрено: если орган обжалования по результатам рассмотрения жалобы принимает решение об удовлетворении или частичном удовлетворении такой жалобы, оставляет его без рассмотрения в случае, если заказчик в соответствии с настоящим Законом устранил нарушения, указанные в жалобе, или принимает решение о прекращении рассмотрения жалобы в случае, если заказчик в соответствии с настоящим Законом устранил нарушения, указанные в жалобе, плату за подачу жалобы возвращают субъекту обжалования, а в других случаях — перечисляют в Государственный бюджет Украины.

 ➡ Это является еще одной новеллой изменений, ведь на сегодня, выиграл ты обжалования или проиграл, все равно плату за подачу жалобы перечисляли в государственный бюджет, а участник, прежде чем обжаловать соответствующее положение тендерной документации или решения тендерного комитета, колеблется, действительно необходимо подавать жалобу, так как решение органа обжалования, которое в соответствии с Законом является обязательным к исполнению, выполняют далеко не все заказчики. Однако с принятием этой нормы возникает вопрос: не будет коллегия принимать решения только об отказе в удовлетворении жалобы для наполнения Государственного бюджета Украины?

 ➡ Абзацем вторым ч. 8 ст. 18 Закона предусмотрено еще одну новеллу, а именно — возможность подачи жалобы в отсутствие обнародования намерения на заключение договора.
Для общего понимания сравним трактовки этих абзацев.

Действующая редакция(до 18.04.2020):
«Жалобы, касающиеся принятых решений, действий или бездействия заказчика, которые произошли после оценки предложений участников подаются в течение 10 дней со дня опубликования на веб-портале Уполномоченного органа уведомление о намерении заключить договор, но ко дню заключения договора о закупке«.

Новая редакция (с 19.04.2020):
«Жалобы, касающиеся принятых решений, действий или бездействия заказчика, которые произошли после оценки тендерных предложений участников подаются в течение десяти дней со дня, когда субъект обжалования узнал или должен был узнать о нарушении своих прав вследствие решения, действия или бездействия заказчика, но до дня заключения договора о закупке«.

Как видим, законодатель урегулировал возможность защиты своих прав участником в случае отклонения заказчиком всех тендерных предложений.

 ➡ Частью 14 ст. 18 Закона предусмотрено еще одну новеллу, а именно — изменен срок рассмотрения жалобы. В действующей редакции Закона срок для рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней, а в новой редакции он сокращен до 10 рабочих дней с возможностью аргументированного продлении до 20 рабочих дней. Это нововведение сократит срок проведения процедуры примерно на неделю при отсутствии аргументированного продолжения. Однако стоит отметить, что перечень оснований для продления срока в Законе не предусмотрен, поэтому сейчас не известно, из каких именно оснований может быть продлен срок рассмотрения.

 ➡ Еще одной новеллой является возможность органа обжалования запрашивать и получать в электронном виде у заказчиков, участников процедуры закупки, контролирующих органов, Уполномоченного органа, других лиц соответствующие информацию, документы и материалы по проведению процедур закупок. Заказчики, участники процедуры закупки, контролирующие органы, Уполномоченный орган, другие лица в течение трех рабочих дней со дня получения запроса должны прислать в электронном виде в орган обжалования соответствующие информацию, документы и материалы по проведению процедур закупок. Как видим, кроме возможности органа обжалования запрашивать информацию, на органы, в которых спрашивают эту информацию, возложена обязанность в течение трех рабочих дней предоставить запрашиваемую информацию. Из изложенного выше возникает вполне закономерный вопрос: будут ли применять штрафы за непредоставление информации в орган обжалования в соответствии с Законом Украины «Об Антимонопольном комитете Украины», ведь коллегия является составной частью Антимонопольного комитета? Но ждать уже не так долго — увидим, как эта норма будет внедрена на практике.

Согласно ч. 17 ст. 18 Закона после представления субъектом обжалования жалобы в орган обжалования электронная система закупок автоматически останавливает начало электронного аукциона и не обнародует решение заказчика об отмене тендера или признания его несостоявшимся, отмена переговорной процедуры закупки, договор о закупке и отчет о результатах проведения закупки.

Заказчику запрещено совершать любые действия и принимать любые решения относительно процедуры закупки, в том числе принимать решения об отмене тендера или признания его несостоявшимся, отмена переговорной процедуры закупки, заключения договора о закупке, кроме действий, направленных на устранение нарушений, указанных в жалобе.

 ➡ Вот и еще одна новация, которая призвана остановить заказчиков, при подаче жалобы отменяли тендер и сразу же объявляли новый. Как видим, новой редакцией Закона четко предусмотрено, что заказчик не имеет права ни отменить торги, ни признать их несостоявшимися, а ему только предоставлено право на устранение нарушений, по которым подана жалоба.

Итак, мы рассмотрели основные новеллы процедуры обжалования в соответствии с Законом, который вступит в силу с 19.04.2020. В теории изменения довольно производительные для стороны участника, но увидим, как они зарекомендуют себя на практике.

Поделиться: