30.08.2021

Обжалование по новому

03.06.2021 года Верховной Радой Украины был принят Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины» о публичных закупках «и другие законы Украины относительно совершенствования системы функционирования и обжалования публичных закупок», положения которого частично вступили в действие 26.06.2021 года.

Одним из новых изменений в закон стало то, что:

Жалоба, которая подается субъектом обжалования обязательно должна содержать перечень документов (доказательств), подтверждающих наличие у субъекта обжалования нарушенных прав и охраняемых законом интересов по поводу решения, действия или бездействия заказчика, противоречащих законодательству в сфере публичных закупок и в результате которых нарушено право или законные интересы такого лица, связанные с его участием в процедуре закупки, в случае, если жалобы касаются тендерной документации и/или касаются принятых решений, действия или бездействия заказчика, которые произошли до истечения срока, установленного для подачи тендерных предложений.

Исходя из данной нормы мы видим, что законодатель обязал при подаче жалобы, касающейся требований установленных в тендерной документации обязательно добавлять доказательства, доказывающие, что данное требование является дискриминационным по отношению к данному участнику.

Анализируя практику рассмотрения жалоб Комиссией по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок (далее — Комиссия) можно прийти к выводу, что Комиссия по своему усмотрению определяет достаточность представленных документов (доказательств).

Для примера принятия документов (доказательств) можно взять жалобу ООО «УКРФАРМГРУП» по оплате услуг консультанта (идентификатор закупки UA-2021-07-14-003693-b).

Для доказательства неправомерности установления требования об оплате услуг консультанта данный участник, в качестве доказательства предоставил выписку из Закона Украины «О публичных закупках» с выделением статей, касающихся сути жалобы в части требования об оплате услуг консультанта. Комиссия приняла данный документ, и по результатам рассмотрения жалобы было обязано заказчика внести изменения в тендерную документацию.

Для примера не принятия документов (доказательств) можно взять жалобу ООО «ЮГСТРОЙ 17» относительно обжалования опыта выполнения аналогичных договоров именно с заказчиками государственной и коммунальной собственности (идентификатор закупки — UA-2021-08-13-001868-c). Участник для доказательства того, что данное требование является дискриминационным предоставил в качестве доказательства аналогичные решения Постоянно действующей административной коллегии Антимонопольного комитета Украины по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок и объяснения от своего имени о невозможности выполнения данного требования в связи с отсутствием такого опыта у участника. Однако Комиссия не приняла такие документы, как доказательство нарушения прав участника и оставила жалобу без рассмотрения. Аналогичная ситуация относительно непринятия доказательств при обжаловании опыта выполнения аналогичных договоров наблюдается и в решении Комиссии по жалобе поданной ООО «Строй Империя» (идентификатор закупки UA-2021-08-11-000721-a).

Как видим такое требование, как наличие специфического опыта выполнения аналогичных договоров, обжаловать довольно проблематично, поскольку не имеет четкого перечня документов, которые могут подтвердить дискриминационные требования об опыте выполнения аналогичных договоров.

Исходя из выше изложенного, на сегодня существует проблематика с правильной трактовкой понятия документов (доказательств), подтверждающих наличие у субъекта обжалования нарушенных прав и охраняемых законом интересов, поскольку оценку данным доказательствам дает Комиссия по своему усмотрению.

Следует отметить, что в соответствии с Порядком осуществления платы за подачу жалобы в орган обжалования через электронную систему закупок и ее возвращения субъекту обжалования в случае оставления жалобы без рассмотрения не возвращается жалобщику </ strong>, а перечисляется в государственный бюджет.

Кроме того следует отметить, что после принятия изменений в Закон прошло уже более 2 месяцев, а участники оспаривают дискриминационные требования тендерных документаций без добавления документов (доказательств), что приводит к оставлению жалоб без рассмотрения.

При необходимости обжаловать дискриминационные требования тендерной документации следует большое внимание уделять требованиям к информации, которую обязательно должна содержать жалоба, в частности к документам (доказательствам), которые должны быть представлены в подтверждение наличия дискриминационных требований в тендерной документации.

АО «Артиус» предоставляет комплексную помощь в подготовке тендерной документации и обжаловании, детальнее читайте на страничке ТЕНДЕР ДЛЯ УЧАСТНИКА.

Поделиться: