12.03.2021

Обжалование процедур закупок

ЮРИСТ & ЗАКОН
№09, 04 марта 2021
управляющая практики государственных
закупок АО «Артиус»

Любовь Хоружая

 

С принятием 19.09.2019 изменений в Закон Украины «О публичных закупках» (далее — Закон), вступившие в силу 20.04.2020, изменен порядок обжалования процедур закупок.

Основным изменением стало то, что плата за подачу жалобы может быть возвращена Участнику в случае, если он докажет, что его права были нарушены. Следует отметить, что изменен и размер платы за подачу жалобы, в частности постановлением Кабинета Министров Украины от 22 апреля 2020 № 292 «Об установлении размера платы за подачу жалобы и утверждении Порядка осуществления платы за подачу жалобы в орган обжалования через электронную систему закупок и ее возвращение субъекту обжалования «(далее — Порядок) определено, что за подачу жалобы в орган обжалования взимают плату в таких размерах:
1) 0,3 процента ожидаемой стоимости предмета закупки или его части (лота) в случае обжалования такого части предмета закупки (лота), но не менее 2 тыс. гривен и не более 85 тыс. гривен — в случае обжалования:
– тендерной документации;
– принятых решений, действий или бездействия заказчика, произошедшие:
• до истечения срока, установленного для подачи тендерных предложений;

2) 0,6 процента ожидаемой стоимости предмета закупки или его части (лота) в случае обжалования такого части предмета закупки (лота), но не менее 3 тыс. гривен и не более 170 тыс. гривен — в случае обжалования принятых решений, действий или бездействия заказчика, которые состоялись:
• после оценки тендерных предложений;
• после рассмотрения тендерных предложений в соответствии со статьей 29 Закона Украины «О публичных закупках»;
• после обнародования в электронной системе закупок сообщение о намерении заключить договор о закупке.

Как видим, стоимость подачи жалобы зависит от размера ожидаемой стоимости, а не представляет постоянную сумму, как было раньше 5 тыс. грн — в случае обжалования торгов на закупку товаров и услуг и 15 тыс. грн -в случае обжалования торгов на закупку работ.

В соответствии с Порядком плату за подачу жалобы возвращают субъекту обжалования в течение двух рабочих дней со дня опубликования в электронной системе закупок решения органа обжалования по:
1) удовлетворению или частичному удовлетворению жалобы;
2) оставлению жалобы без рассмотрения в случае, когда заказчиком в соответствии с Законом устранены нарушения, указанные в жалобе;
3) прекращению рассмотрения жалобы в случае, когда заказчиком в соответствии с Законом устранены нарушения, указанные в жалобе.

Плату за подачу жалобы не возвращают в случае:
1) отказа в удовлетворении жалобы;
2) оставлении жалобы без рассмотрения в случае, когда:
• субъект обжалования подал жалобу в отношении того же нарушения, в той же процедуре закупки и по тем же основаниям, которые уже были предметом рассмотрения органа обжалования и по которым органом обжалования было принято соответствующее решение;
• жалоба не соответствует требованиям частей второй — пятой и девятой статьи 18 Закона;
• до дня подачи жалобы заказчиком принято решение об отмене тендера или признания его несостоявшимся, отличие переговорной процедуры закупки, кроме случая обжалования любого из следующих решений;
3) прекращения рассмотрения жалобы в случае, когда субъект обжалования подал жалобу в отношении того же нарушения, в той же процедуре закупки и по тем же основаниям, которые уже были предметом рассмотрения органа обжалования и по которым органом обжалования было принято соответствующее решение или жалоба не соответствует требованиям частей второй — пятой и девятой статьи 18 Закона и указанные обстоятельства были установлены органом обжалования после принятия жалобы к рассмотрению.

Итак, при подаче жалобы участники должны взвесить все за и против для того, чтобы не потерять средства.

Частью 5 статьи 18 Закона предусмотрено, какую информацию должна содержать жалоба, а именно:
1) наименование заказчика, решения, действия или бездействие которого обжалуются;
2) имя (наименование), место жительства (местонахождение) субъекта обжалования;
3) основания подачи жалобы, ссылки на нарушение процедуры закупки или принятые решения, действия или бездействие заказчика, фактические обстоятельства, которые это могут подтверждать;
4) обоснование наличия нарушенных прав и охраняемых законом интересов по поводу решения, действия или бездействия заказчика, противоречащих законодательству в сфере публичных закупок и в результате которых нарушено право или законные интересы такого лица;
5) требования субъекта обжалования и их обоснование.

Отсутствие любой из вышеуказанной информации может привести к тому, что Орган обжалования оставит жалобу без рассмотрения и соответственно субъект обжалования потеряет свои средства, поэтому при подготовке жалобы нужно обязательно обращать внимание на то, содержит ли жалоба обязательную информацию.

Частью 8 статьи 18 Закона предусмотрены случаи, когда именно можно подать жалобу, в частности обжаловать можно либо условия тендерной документации, которые участник считает дискриминационными, действия или бездействие заказчика до момента аукциона или решение или бездействие заказчика, принятые после аукциона.

Следует отметить, что для каждого случая обжалования установлены разные сроки, в течение которых можно подать жалобу.

Итак, обжаловать условия тендерной документации можно, подав жалобу не позднее чем за 4 календарных дня до конечного срока подачи предложений. Также следует помнить о том, что в случае если заказчик вносил изменения в тендерную документацию и срок подачи предложений продлен, обжаловать можно только те условия, в которые были внесены изменения, в остальных требований после внесения изменений будет отказано, поскольку возбуждено срок на обжалование.
Особое внимание нужно обратить на обжалование процедуры закупки, обнародованное в соответствии с частью третьей статьи 10 Закона, поскольку в этой процедуре заказчик сначала проверяет тендерные предложения участников на соответствие требованиям тендерной документации и техническим требованиям, формирует протокол рассмотрения, в котором отмечает информацию о допуске к аукциону или информацию о дисквалификации участника. В таком случае срок для обжалования действий заказчика составляет 5 календарных дней после формирования протокола рассмотрения предложений. Поэтому следует контролировать сроки формирования протокола рассмотрения, поскольку при наличии нескольких дополнительных выходных дней срок на обжалование может составлять лишь несколько рабочих дней.
Срок рассмотрения жалобы Органом обжалования составляет 10 рабочих дней, но этот срок может быть аргументировано продлен до 20 рабочих дней.

По результатам рассмотрения жалобы орган обжалования может принять такие решения:
1) об установлении или отсутствии нарушений процедуры закупки (в том числе нарушения порядка опубликования либо не обнародования информации о процедурах закупки, предусмотренной настоящим Законом);
2)о мерах, которые должны быть приняты для их устранения, в частности обязать заказчика полностью или частично отменить свои решения, предоставить необходимые документы, разъяснения, устранить любые дискриминационные условия (в том числе те, которые указаны в технической спецификации, которая является составной частью тендерной документации), привести тендерную документацию в соответствие с требованиями законодательства или невозможности исправить допущенные нарушения — отменить процедуру закупки.

Следует отметить, что Орган обжалования не может принять решение об обязательствах заказчика признать победителем то или иное предложение. Орган обжалования устанавливает исключительно факт нарушения законодательства о публичных закупках и обязывает заказчика осуществить действия для устранения такого нарушения.

Одним из инновационных изменений в Закон стало то, что в случае обжалования решения Антимонопольного комитета в суд такое решение должно быть выполнено в течение 30 дней со дня его принятия.
Еще одной из новацией процедуры обжалования является то, что невыполнение решения Антимонопольного комитета Украины как орган обжалования по результатам рассмотрения жалоб субъектов обжалования влечет за собой наложение штрафа на руководителя заказчика от двух до пяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан. Таким образом, если руководитель не входит в тендерный комитет не является уполномоченным лицом, он несет персональную имущественную ответственность за невыполнение решения органа обжалования, а именно от 34 тыс. грн до 85 тыс. грн.
Поэтому тендерным комитетам и уполномоченным лицам нужно следить и вовремя выполнять решение Антимонопольного комитета Украины как органа обжалования.
Как видим, процедура обжалования достаточно сложная и требует большого опыта. При подготовке жалобы необходимо учитывать множество нюансов, которые влияют на положительный результат в случае подачи жалобы, и следить за своевременным выполнением решений органа обжалования.

Поделиться: