09.09.2019

Обжалование публичных закупок

ЮРИСТ & ЗАКОН
№31, 05 сентября 2019
управляющая практики государственных
закупок АО «Артиус»
Любовь Хоружая

 

Участники процедур закупок достаточно часто сталкиваются с нарушением заказчиками законодательства, а именно установлением дискриминационных требований в тендерной документации, неправомерным отклонением тендерного предложения участника или неотклонение тендерного предложения участника, не соответствует требованиям тендерной документации или Закона Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 г. . № 922-VIII (далее — Закон). Для возможности защиты прав участников законодатель урегулировал вопрос обжалования в публичных закупках, в частности частью 3 статьи 8 Закона предусмотрено, что Антимонопольный комитет Украины как орган обжалования с целью беспристрастного и эффективной защиты прав и законных интересов лиц, связанных с участием в процедурах закупки, образует постоянно действующую административную коллегию (коллегии) ​​по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок (далее — орган обжалования). Статья 18 Закона предусматривает порядок обжалования процедур закупок.
Таким образом, участник процедуры закупки, который считает, что его права или законные интересы нарушены в результате решения, действия или бездействия заказчика, противоречащих законодательству в сфере публичных закупок, вправе обратиться в орган обжалования за защитой своих прав. Все жалобы в орган обжалования подаются через электронную систему путем загрузки документов в разделе обжалования соответствующей закупки. К жалобе прилагаются документы и материалы, подтверждающие нарушение процедуры закупки или неправомерность решений, действий или бездействия заказчика, и документ об осуществлении оплаты за подачу жалобы в орган обжалования.


Следует отметить, что статья 18 Закона предусматривает, что за подачу жалобы в орган обжалования до ее представления взимается плата, размер которой определяется Кабинетом Министров Украины. Постановлением Кабинета Министров Украины «Об установлении размера платы за подачу жалобы» от 23.03.2016 г. № 291 предусмотрено, что за подачу жалобы в орган обжалования в соответствии с Законом Украины «О публичных закупках» взимается плата в следующих размерах:

  • 5 тыс. гривен — в случае обжалования процедуры закупки товаров или услуг;
  • 15 тыс. гривен — в случае обжалования процедуры закупки работ.

Итак, участник для того чтобы отстоять свои интересы в органе обжалования, возбужденных заказчиком, должен в обязательном порядке уплатить соответствующую сумму — или 5 тыс. гривен, или 15 тыс. гривен — и это только за подачу жалобы. Если жалоба подана с нарушением требований Закона или не в соответствующие сроки, эта сумма не возвращается.

Также следует отметить, что перед осуществлением оплаты нужно обязательно проверить актуальность счетов, на которые осуществляется оплата, ведь если оплата поступит на неправильный счет, орган обжалования откажет в принятии жалобы из-за отсутствия оплаты за ее представления.

Закон устанавливает четкие требования к информации, которую должна содержать жалоба, а именно:
— наименование заказчика, решения, действия или бездействие которого обжалуются;
— имя (наименование), место жительства (местонахождение) субъекта обжалования;
— основания подачи жалобы, ссылки на нарушение процедуры закупки или принятые решения, действия или бездействие заказчика, фактические обстоятельства, которые это могут подтверждать;
— обоснование наличия нарушенных прав и охраняемых законом интересов по поводу решения, действия или бездействия заказчика, противоречащих законодательству в сфере публичных закупок и в результате которых нарушено право или законные интересы такого лица;
— требования субъекта обжалования и их обоснование.

Отсутствие любой из вышеуказанной информации может привести к тому, что орган обжалования откажет в принятии жалобы к рассмотрению в связи с тем, что жалоба не соответствует требованиям закона. Статьей 18 Закона предусмотрено разные случаи обжалования, а именно обжаловать можно требования тендерной документации, решения, принятые заказчиком после оценки тендерных предложений, и решения, которые были приняты после рассмотрения тендерных предложений. Рассмотрим последовательно каждый вид обжалования.

Обжалование условий тендерной документации

Первое, на что следует обратить внимание, это то, что жалобу на неправомерные требования в тендерной документации можно подать не позднее чем за четыре дня до окончания срока принятия предложений. Если конечным сроком принятия предложений, например, 31 августа 2019, то последним днем ​​для подачи жалобы будет 26 августа 2019. Как и понедельник, но в связи с тем, что государственный праздник День Независимости Украины пришлось на субботу 26 августа, этот день считается выходным днем ​​и, соответственно, банковские учреждения не работают, и осуществить оплату за подачу жалобы будет невозможно. Следовательно, нужно учитывать такие нюансы, поскольку без оплаты в принятии жалобы будет отказано.

При обжаловании дискриминационных условий в тендерной документации участнику необходимо доказать, чем именно указанное условие его дискриминирует. Например, в тендерной документации установлено требование о необходимости предоставления в составе предложения отклика от заказчика, которому предоставлялись аналогичные услуги, например, с датой выдачи не ранее чем за 10 дней до даты подачи предложения, или такой отзыв должен быть адресован именно тому заказчику, в закупке которого планируется участвовать. Следует отметить, что указание в жалобе информации именно об отсутствии у Вас как участника этого отзыва не может гарантировать удовлетворение вашей жалобы и обязательства заказчика исключить такое требование из тендерной документации. Для доказательства того, что Вас такое условие дискриминирует Вам как жалобщику желательно предоставить документальное подтверждение отсутствия конкретного отклика.

Также во время обжалования условий тендерной документации следует обращать внимание на то, вносили изменения в тендерную документацию и, соответственно, переносили ли сроки на подачу предложений. В случае обжалования такой документации следует учитывать то, что оспаривать можно только те пункты тендерной документации, к которым вносились изменения. В случае обжалования требований документации, изменения в которые не вносили, орган обжалования откажет в удовлетворении жалобы в связи с пропуском сроков на обжалование.

Обжалование решений, действий или бездействия заказчика, которые произошли после оценки предложений участников

После проведения аукциона электронная система определяет наиболее экономически выгодное предложение. Заказчик после окончания аукциона рассматривает такое ​​наиболее экономически выгодное предложение на соответствие требованиям тендерной документации и квалификационным критериям. По результатам рассмотрения он может либо обнародовать намерения на заключение договора, или отклонить предложение участника из оснований, определенных в статье 30 Закона. В случае отклонения первого предложения заказчик принимает к рассмотрению следующее предложение, и, соответственно, может принять аналогичные решения. Если любой из участников не согласен с решением заказчика, он имеет право обжаловать такое решение, подав жалобу в орган обжалования. Однако следует отметить, что жалобу можно подать только в течение 10 дней с момента обнародования заказчиком намерения на заключение договора. То есть если предложение участника отклонено, а он не соглашается с решением заказчика, он должен дождаться обнародования намерения на заключение договора, и только тогда обжаловать решение заказчика.

Также следует отметить, что в случае отклонения предложений всех участников, даже если их отклонено неправомерно, обжаловать такие действия заказчика в орган обжалования невозможно, поскольку не обнародовано намерение на заключение договора.

Обжалование решений, которые принято после рассмотрения тендерных предложений

Во время проведения процедуры торгов, которая предусматривает обнародование объявления на английском языке (далее — международные торги), меняется процедура проведения торгов. После завершения принятия предложений участников открываются документы, представленные участниками, кроме расчетов и ценового предложения. Заказчик рассматривает эти предложения на соответствие техническим требованиям, определенным в тендерной документации, и квалификационным критериям. По результатам рассмотрения заказчик составляет протокол рассмотрения предложений участников, в котором отмечает, каких участников допущено к аукциону, а какие отклонены. В случае если участник не согласен с решением заказчика об отклонении его предложения, он может подать жалобу в орган обжалования в течение пяти дней. Следует отметить, что до сих 5 дней засчитываются как рабочие дни, так и выходные. Особенно внимательно участникам необходимо отслеживать публикации решений по международным торгам в период праздников, поскольку рабочих дней для оплаты и подачи жалобы может быть два или вообще один. Орган обжалования в течение трех рабочих дней с момента подачи жалобы должен принять решение о принятии жалобы к рассмотрению или оставления жалобы без рассмотрения.

Статья 18 Закона устанавливает четкий перечень оснований, по которым орган обжалования оставляет жалобу без рассмотрения:
— субъект обжалования подает жалобу на то же нарушение, в той же процедуре закупки и по тем же основаниям, которые уже были предметом рассмотрения органа обжалования и по которым органом обжалования было принято соответствующее решение;
— жалоба не соответствует требованиям части первой или второй данной статьи;
— субъектом обжалования не внесена плата, предусмотренная частью первой настоящей статьи;
— заказчиком в соответствии с настоящим Законом устранены нарушения, указанные в жалобе.

Подача жалобы в орган обжалования автоматически останавливает процедуру закупки. Совершение любых действий до момента вынесения решения по жалобе невозможно. Аукцион не проводится и заказчик не может разместить договор о закупке. В случае принятия жалобы к рассмотрению орган обжалования указывает место, дату и время рассмотрения жалобы. При рассмотрении жалобы могут присутствовать заказчик, жалобщик, а также все заинтересованные лица, поскольку рассмотрение жалобы является открытым. Также при рассмотрении жалобы можно использовать средства фото-, видео- и звукозаписи.

По результатам рассмотрения жалобы орган обжалования или удовлетворяет жалобу и обязывает заказчика устранить нарушения, или отказывает в удовлетворении жалобы. Эти решения обязательно публикуются на веб-портале Уполномоченного органа. После обнародования решения система разблокирует работу площадки и, соответственно, заказчик может либо устранить нарушения, или заключать договор о закупке и обнародовать его.

Решение органа обжалования является обязательным к исполнению.

Как видим, процедура обжалования достаточно сложная и требует большого опыта. Готовя жалобу, необходимо учитывать множество нюансов, которые влияют на положительный результат подачи жалобы.

Поделиться:
Заказзать обратный звонок