17.06.2016

ЗАКОН САВЧЕНКО — ИЗМЕНА ИЛИ ПОБЕДА?

«Закон Савченко» (Закон Украины №3413 от 26.11.2015) вступил в силу еще 24 декабря 2015 года. Основная суть изменений, которые были внесены им в Уголовный кодекс Украины (ч.5 ст.72 УК), заключается в следующей формуле: «1 день в СИЗО за 2 дня в тюрьме». То есть один день предварительного заключения лица засчитывается как два дня лишения свободы.

В каких случаях сокращение сроков может быть применено, к каким лицам и как?

Фактически срок заключения лица уменьшается. При этом стоит учесть несколько нюансов. В частности, зачисление должно осуществляться в пределах одного и того же уголовного производства, то есть лицо находилось в СИЗО и отбывает наказание в тюрьме за одно и то же преступление.

Касается Закон Савченко всех лиц, в отношении которых на момент вступления ним в силу (24 декабря 2015 года) вступил в законную силу обвинительный приговор, наказание по которому не отбыто полностью. То есть любое лицо, которое отбывает наказание в местах лишения свободы, может надеяться на уменьшение «тюремного» срока или вообще на досрочное освобождение.

Не стоит забывать и о лицах, которым как раз назначают наказание по результатам судебного разбирательства. Если такое лицо было предварительно заключено, то по отношению к нему также должно быть применено зачисление. При этом нужно правильно трактовать понятие «предварительного заключения».

Так, в понимании положений ст. 1 Закона Украины «О предварительном заключении» предварительное заключение заканчивается с момента вступления приговора в законную силу. В связи с этим не подлежит зачислению в срок предварительного заключения срок следования под стражей осужденного из следственного изолятора в учреждение исполнения наказаний, то есть срок со дня вступления обвинительного приговора в законную силу до даты прибытия к месту отбывания наказания.

А вот следующие сроки согласно ч. 5 ст. 72 УК включаются в срок предварительного заключения:

  • задержания лица без постановления следственного судьи, суда;
  • задержания лица на основании постановления следственного судьи, суда о разрешении на задержание;
  • содержания лица под стражей в качестве меры пресечения, избранной судьей, судом на стадии досудебного расследования или в ходе судебного разбирательства уголовного производства;
  • пребывания обвиняемого в соответствующем стационарном медицинском учреждении при проведении судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы;
  • пребывания лица, отбывающего наказание в учреждениях предварительного заключения для проведения следственных действий или участия в судебном разбирательстве уголовного производства.

Поскольку наша правоохранительная система далеко не совершенна, то иногда происходит так, что лицо может содержаться в изоляторе достаточно долгое время, даже несколько лет, пока тянется следствие, а в итоге ему назначают наказание по срокам меньше, чем оно уже «отсидело» в СИЗО. В таком случае если срок предварительного заключения, отбытый осужденным в пределах уголовного производства, равен или превышает фактически назначенное ему судом основное наказание, суд должен освободить осужденного от отбывания наказания.

Вообще суд сам должен применить нормы Закона Савченко при вынесении приговора, однако можно подать соответствующее ходатайство. Сделать это может осужденный, члены его семьи или защитник (адвокат). В таком случае нормы Закона должны быть применены в течение двух недель со дня получения соответствующего ходатайства судом.

Закон Савченко, Савченко, за законом Савченко, суть закона Савченко, лишение свободы, Артиус

Настолько ли плох Закон Савченко, как все говорят?

Весной 2016 года в обществе назрело возмущение по поводу несправедливости и негативных последствий Закона Савченко в действии. Как утверждали эксперты, с помощью этого закона на свободу вышли около 5000 человек, совершивших особо тяжкие и тяжкие преступления. При этом лица, совершившие менее опасные преступления и к которым не применялось содержание под стражей, в «зачет» не попали.

Однако повезло не всем, ведь нормы ст.72 УК все же не применяются к лицам, которые были приговорены к пожизненному лишению свободы. Даже если осужденный был помилован, и наказание в виде пожизненного лишения свободы было заменено на срочный вид наказания.

Сейчас в обществе и кулуарах активно обсуждают отменение Закона или менее радикальное внесение изменений в него. Полагаем, что отменять Закон Савченко не стоит, ведь его принятие обосновывалось, прежде всего, необходимостью прекращения негативной практики длительного содержания лиц в следственных изоляторах. А вот изменить документ в части ограничения возможности его применения к лицам, совершившим особо тяжкие и тяжкие преступления, все же стоит.

Поделиться: