Аналитическое издание «Юрист&Закон» Випуск №11
Как показывает практика, не все стало так прозрачно и правильно, как ожидалось после принятия Закона Украины «О публичных закупках» от 25.12.2015 № 922-VIІІ (далее – Закон). Скажем, заказчики при проведении процедур закупок устанавливают дискриминационные требования в тендерной документации и принимают решения, нарушающие права участников. Что же в таком случае делать участнику?
Законодатель урегулировал вопрос обжалования в публичных закупках так: частью 3 статьи 8 Закона предусматривается, что Антимонопольный комитет Украины как орган обжалования в целях непредвзятой и эффективной защиты прав и законных интересов лиц, связанных с участием в процедурах закупки, создает постоянно действующую административную коллегию (коллегии) по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок (далее – Орган обжалования). Статья 18 Закона устанавливает порядок обжалования процедур закупок.
Таким образом, участник процедуры закупки, полагающий, что его права или законные интересы нарушены вследствие решения, действия или бездействия заказчика, которые противоречат законодательству в сфере публичных закупок, имеет право обратиться в орган обжалования с целью защиты своих прав.
Все жалобы в Орган обжалования подаются через электронную систему путем загрузки документов в разделе обжалования соответствующей закупки. К жалобе прилагаются документы и материалы, подтверждающие нарушение процедуры закупки или неправомерность решений, действий или бездействие заказчика, и документ об осуществлении оплаты за подачу жалобы в Орган обжалования.
Постановлением Кабинета Министров Украины «Об установлении размера платы за подачу жалобы» от 23.03.2016 г. № 291 предусмотрено, что за подачу жалобы в Орган обжалования согласно Закону Украины «О публичных закупках» взимается плата в следующих размерах:
5 тыс. грн – в случае обжалования процедуры закупки товаров или услуг;
15 тыс. грн – в случае обжалования процедуры закупки работ.
Итак, участнику, чтобы отстоять в Органе обжалования свои интересы, нарушенные заказчиком, необходимо обязательно уплатить соответствующую сумму – или 5 тыс. грн, или 15 тыс. грн, и это только за подачу жалобы. Если жалоба подана не в соответствии с требованиями Закона или в несоответствующие сроки, эта сумма не возвращается.
Закон устанавливает четкие требования к информации, которая должна быть приведена в жалобе, а именно жалоба должна содержать:
наименование заказчика, решение, действия или бездействие которого оспариваются;
имя (наименование), местожительство (местонахождение) субъекта обжалования;
основания подачи жалобы, ссылка на нарушение процедуры закупки или принятые решения, действия или бездействие заказчика, фактические обстоятельства, которые это могут подтверждать;
обоснование наличия нарушенных прав и охраняемых законом интересов по поводу решения, действия или бездействия заказчика, которые противоречат законодательству в сфере публичных закупок и вследствие которых нарушено право или законные интересы такого лица;
требования субъекта обжалования и их обоснование.
Отсутствие любой из вышеуказанной информации может привести к тому, что Орган обжалования откажет в принятии жалобы к рассмотрению в связи с несоответствием жалобы требованиям Закона.
Как видим из статьи 18 Закона, обжаловать можно требования тендерной документации, решения, принятые заказчиком после оценки тендерных предложений, и решения, которые были приняты после рассмотрения тендерных предложений.
Итак, давайте рассмотрим каждый вид обжалования.
Обжалование условий тендерной документации
Первое, на что следует обратить внимание, это то, что жалобу на неправомерные требования в тендерной документации можно подать не позже чем за четыре дня до истечения срока приема предложений. Если конечным сроком приема предложений является, например, 21 апреля 2017 года, то последним днем для подачи жалобы будет 16 апреля 2017 года, а это воскресенье. Хоть система и работает в круглосуточном режиме и жалобу подать можно в любое время, даже в выходной, участнику все-таки при подаче жалобы стоит учитывать то, что, кроме самой жалобы, в электронную систему необходимо загрузить доказательства уплаты за подачу жалобы. Следовательно, необходимо заранее оплатить соответствующую сумму.
Специфическим является обжалование тендерной документации, в которую вносились изменения и, соответственно, был продлен срок подачи предложений. При обжаловании такой документации необходимо учитывать то, что оспаривать можно только те пункты тендерной документации, в которые вносились изменения. В случае обжалования требований документации, изменения в которые не вносились, Орган обжалования откажет в удовлетворении жалобы в связи с пропуском сроков на обжалование.
Обжалование решений, действия или бездействия заказчика, осуществленных после оценки предложений участников
После проведения аукциона электронная система определяет наиболее экономически выгодное предложение. Заказчик после завершения аукциона рассматривает это наиболее экономически выгодное предложение на соответствие требованиям тендерной документации и квалификационным критериям. По результатам рассмотрения он может или обнародовать намерение на заключение договора, или отклонить предложение участника на основаниях, установленных в статье 30 Закона. В случае отклонения первого предложения заказчик принимает на рассмотрение следующее предложение и, соответственно, может принять аналогичные решения.
Если какой-либо из участников не согласен с решением заказчика, он имеет право обжаловать это решение, подав жалобу в Орган обжалования. Однако стоит отметить, что жалобу можно подать только в течение 10 дней с момента обнародования заказчиком намерения на заключение договора. То есть если предложение участника отклонено, а он не согласен, ему необходимо дождаться обнародования намерения на заключение договора, а только потом подавать жалобу на решение заказчика.
Также стоит отметить, что в случае отклонения предложений всех участников, даже если они отклонены неправомерно, обжаловать такие действия заказчика в Орган обжалования невозможно, так как не было обнародования намерения на заключение договора.
Обжалование решений, принятых после рассмотрения тендерных предложений
При проведении процедуры торгов, которая предусматривает обнародование объявления на английском языке (далее – международные торги), меняется процедура проведения торгов. После завершения приема предложений участников открываются документы, поданные участниками, кроме расчетов и ценового предложения. Заказчик рассматривает эти предложения на соответствие техническим требованиям, определенным в тендерной документации и квалификационным критериям. По результатам рассмотрения заказчик оформляет протокол рассмотрения предложений участников, в котором указывает, кто из участников допущен к аукциону, а кому из них отказано. Если участник не соглашается с решением заказчика об отклонении его предложения, он может подать жалобу в Орган обжалования в течение 5 дней. Стоит отметить, что в эти 5 дней учитываются как рабочие дни, так и выходные. Особенно внимательно участникам стоит отслеживать обнародование решений по международным торгам в период праздников, так как рабочих дней для оплаты и подачи жалобы может быть два, или вообще один.
Орган обжалования в течение 3 рабочих дней с момента подачи жалобы должен принять решение о принятии жалобы к рассмотрению или оставить жалобу без рассмотрения.
Статьей 18 Закона установлен четкий перечень оснований, по которым Орган обжалования оставляет жалобу без рассмотрения:
– субъект обжалования подает жалобу в отношении того же нарушения, той же процедуры закупки и на тех же основаниях, которые уже были предметом рассмотрения в Органе обжалования и по которым Органом обжалования было принято соответствующее решение;
– жалоба не соответствует требованиям частей 1 или 2 данной статьи; – субъект обжалования не внес плату, предусмотренную частью 1 данной статьи;
– заказчик согласно этому Закону устранил нарушения, приведенные в жалобе.
Подача жалобы в Орган обжалования автоматически приостанавливает процедуру закупки. Совершение любых действий до момента вынесения решения по жалобе невозможно. Аукцион не проводится и заказчик не может разместить договор о закупке.
В случае принятия жалобы к рассмотрению Орган обжалования указывает место, дату и время рассмотрения жалобы. Заказчик и жалобщик могут присутствовать при рассмотрении жалобы. Также могут присутствовать все заинтересованные лица, поскольку рассмотрение жалобы является открытым. Кроме того, при рассмотрении жалобы можно использовать средства фото-, видео- и звукозаписи.
По результатам рассмотрения жалобы Орган обжалования либо удовлетворяет жалобу и обязует заказчика устранить нарушения, либо отказывает в удовлетворении жалобы. Эти решения в обязательном порядке обнародуются на веб-портале Уполномоченного органа. После обнародования решения система разблокирует работу площадки, следовательно заказчик может или устранять нарушения, или заключать договор о закупке и обнародовать его.
Решение органа обжалования является обязательным к исполнению.
Как видим, процедура обжалования довольно сложная и требует немалого опыта. При подготовке жалобы необходимо учитывать очень много нюансов, влияющих на положительный результат при ее подаче.