13 июля 2016 года Кабинет министров Украины принял Постановление № 440, которым регламентировал ведение Реестра неприбыльных организаций. Одним из важных моментов стало то, что абсолютно все без исключения некоммерческие организации обязали до 1 января 2017 подтвердить свой статус неприбыльности, по сути осуществить перерегистрацию.
Последствия несоблюдения этого требования более чем серьезные — исключение из Реестра. Согласно ст.133.4 Налогового кодекса Украины неприбыльные организации не являются плательщиками налога на прибыль предприятий. Если же организацию исключат из Реестра, то на нее автоматически ляжет обязанность платить налоги.
Критерии отнесения предприятий, учреждений и организаций к неприбыльным установлено пп. 133.4.1 п. 133.4 ст. 133 Кодекса. Чтобы получить статус неприбыльности организация должна быть:
Перечень неприбыльных организаций приведен в Порядке ведения Реестра неприбыльных учреждений и организаций, включения неприбыльных предприятий, учреждений и организаций в реестр и исключения из него, утвержденный постановлением КМУ №440.
Внесенные в Реестр неприбыльные организации не платят налог на прибыль с любых доходов, полученных от уставной деятельности, если соблюдают установленные законом условия распоряжения средствами.
До 17 сентября Государственная фискальная служба должна была разослать письма всем неприбыльным организациям с требованием подтвердить статус неприбыльности. Ответить на такой запрос нужно в течение месяца (со дня получения).
Даже тем, кто не получил соответствующее письмо от фискалов, следует как можно быстрее подтвердить статус неприбыльности своей организации. Ведь те, кто до конца 2016 года не приведут свои учредительные документы в соответствие с требованиями НКУ и не предоставят копии таких документов контролирующему органу, после 1 января 2017 будут исключены налоговиками из Реестра неприбыльных организаций.
Для этого, прежде всего, нужно проверить устав — прописаны ли в нем вышеперечисленные пункты, то есть соответствует ли он требованиям пп.133.4.1 п.133.4 ст.133 НКУ. Если да, то следует отправить в налоговую по основному месту учета некоммерческой организации письмо-подтверждение в свободной форме на соответствие требованиям и заверенные копии учредительных документов (устав или положение).
Если какого-то положения в уставе не хватает, это означает, что организация не соответствует требованиям неприбыльности. Следовательно, нужно исправить ситуацию, внеся необходимые изменения в устав. И уже после этого откорректированные учредительные документы вместе с регистрационным заявлением по форме №1-РН (есть в приложении к вышеупомянутому Порядку) с пометкой «изменения» отослать в налоговую.
Там их проверят и в течение 14 календарных дней со дня получения примут решение о том, что статус неприбыльности подтвержден и организацию включено в реестр, или же откажут. В случае отказа можно устранить недостатки и подать документы повторно.
Однако повторная проверка также займет время, к тому же в ноябре-декабре ожидаются огромные очереди. Поэтому, если отложить все на последний момент, есть риск не успеть к началу нового года. Что тогда будет — никто не знает.
В октябре 2016 года Верховная Рада приняла Закон №1666 (законопроект №5067) «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования государственной регистрации прав на недвижимое имущество и защиты прав собственности», который усложнил процесс подтверждения статуса неприбыльности. Ведь теперь в случае внесения изменений в устав подписи обязательно нужно нотариально заверять (за исключением общественных объединений и благотворительных организаций, если обязанность такого удостоверения прямо не предусмотрена их учредительными документами). 28 октября документ был подписан Президентом, а уже 02.11.2016 вступил в силу.